В Армении вновь накалилась ситуация. На этот раз причиной массового недовольства граждан стало решение ереванской городской мэрии о повышении тарифов на транспорт на 50% с 20 июля. Для ереванских автобусов и микроавтобусов установлена новая плата в 150 драмов, вместо прежних 100, а для троллейбусов - 100 драмов, вместо 50-ти.
Начальник управления транспорта мэрии Еревана Генрик Навасардян обосновал повышение транспортных тарифов ростом цен на дизельное топливо с 370 до 450 драмов, а также на запчасти. По его словам, большая часть общественного транспорта использует именно дизельное топливо, расходы на которое составляют 60-70% от полученной прибыли. При этом, чиновник полностью исключил возможность дотаций со стороны мэрии на сферу транспорта, сославшись на то, что в бюджете Еревана нет таких денег.
Ереванцы встретили "в штыки" как сам факт подорожания, так и официальное обоснование. Люди выходили на акции протеста у здания мэрии с требованием отменить решение о новых тарифах на транспорт. Ереванская общественность перешла в наступление по всему фронту: помимо акций протеста у здания мэрии, члены наспех созданных в социальных сетях инициативных групп типа "Не будем платить 150 драмов" и "Транспортное неповиновение начато" во всех административных районах столицы и сегодня заняты активной агитацией граждан она тему отказаться от выполнения решения мэрии. Молодые активисты раздают листовки с призывами продолжать платить 100 драмов за проезд, наклеивают на автобусы и микроавтобусы плакаты с перечеркнутой цифрой 150, агитируют водителей начать забастовку.
Многие ереванцы ведут себя непримиримо: при входе в автобусы срывают надписи "плата за проезд 150 драмов", оставляют водителям 100 драмов. Водители стараются реагировать сдержанно. Лишь единицы из них присоединились к кампании - наклеили в автобусах и маршрутных такси плакаты с надписью "плати 100 драм".
К протесту присоединились известные артисты и певцы, а также депутаты, которые проводят акцию "free car" по бесплатной доставке ереванцев по разным маршрутам.
По подсчетам независимых экспертов, последнее повышение на газ, которое для крупных потребителей составило 14%, не могло способствовать повышению платы за транспорт на 50%. По словам члена правления оппозиционной партии Армянский национальный конгресс (АНК) Армана Мусиняна, расчеты экономических экспертов АНК показали, что себестоимость проезда одного пассажира на автобусах и микроавтобусах составляет всего 83 драма.
В Ереване, вместо двух-трех транспортных компаний, как это водится в нормальных странах, развелось бесчисленное множество организаций, контролирующих те или иные маршрутные направления. Возглавляют их, как правило, депутаты от правящей Республиканской партии Армении, либо высокопоставленные чиновники, в том числе сам мэр столицы Тарон Маргарян. Последний вместе со своим шурином, депутатом Робертом Саргсяном, по слухам, является владельцем транспортных линий, по которым курсируют микроавтобусы NN5, 32 и 20. Сам мэр до сих пор не опроверг этих сведений.
Продолжение следует