Сегодня в Сеуле открывается очередной всемирный саммит по вопросам ядерной безопасности, в котором примут участие главы и делегации стран, ведущих активную деятельность в области атомной энергетики. Время проведения саммита совпадает с годовщиной землетрясения в Японии, которое привело к техногенной катастрофе на атомной станции в Фукусиме. Это событие вызвало оживленные дебаты об эффективности и безопасности ядерной энергетики во всем мире, а также перспективах ее развития.
Однако, по словам главы Росатома Сергея Кириенко, «понимание необходимости развития атомной энергетики существует в большинстве стран. Всего несколько стран затормозили свои программы или отказались от них. Ключевые страны, развивающие атомной энергетику, такие как Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, Индия и Южная Корея, наоборот развернули масштабные программы развития ядерной энергетики. Все эти программы развития потребовали очень жесткого понимания требований безопасности. В России все станции прошли не только внутреннюю проверку в соответствии с решениями правительства, но и проверку по линии Всемирной ассоциации операторов атомных электростанций (WANO), а также по линии МАГАТЭ. Поэтому я уверен, что в Сеуле будет разговор и об этом. Обязательно будет разговор и о необходимых изменениях законодательства».
В прошлом году президент Медведев выступил с инициативой изменения международного законодательства в сфере безопасности атомной энергетики. Предложения России были приняты МАГАТЭ, включены в план действий в отношений ядерной безопасности и сейчас обсуждаются участниками ядерной конвенции на площадке МАГАТЭ. «Мы ожидаем, что в Сеуле будет разговор и об этом. Конечно, это имеет значение еще и с точки зрения двухсторонних контактов. Все наши ключевые партнеры будут в Сеуле. Мы предполагаем проведение ряда двухсторонних встреч с партнерами на саммите в Сеуле на уровне высшего руководства и глав отраслей. Для нас это важно и так как год был показательный», - сказал Кириенко.
После Фукусимы Росатом боялся снижения объемов контрактов, однако число заказов наоборот возросло, причем вдвое. «Перед Фукусимой, на февраль прошлого года у нас были заказы на сооружение 12 блоков за рубежом (уже идет пуск блока Бушер в Иране, у нас осталось 11). А на 1 января этого года есть заказы на 21 блок. Выручка «Росатома» с заказов по России также выросла за последний год и составила почти 500 млрд рублей, в то время как атомные станции России произвели рекордный объем электроэнергии – 172.7 млрд. Квт/ч. Объем добычи природного урана вырос на 35%, и сильно приросли запасы с себестоимостью ниже 80 дол. за кг. Общий объем зарубежных заказов предприятий «Росатома», подписанных на ближайшие 10 лет, превышает 50 млрд рублей, - отчитался Киренко. - Это был год, когда количество пусков объектов ядерной энергетики сравнилось с показателями советского времени, которые были зафиксированы на подобном уровне в последний раз лишь в 1984 году.
В 2011 году состоялся пуск Бушерской атомной станции в Иране. Состоялись пуск и сдача в эксплуатацию нашего совместного объекта с китайскими партнерами – быстрого исследовательского реактора в Китае, сооруженного по российским технологиям с участием российских специалистов. Это четвертый блок Калининской атомной электростанции. Мы были готовы в прошлом году обеспечивать физпуск и первого блока Кудамкулан в Индии, который был перенесен на этот год из-за политических дискуссий, которые были внутри Индии. К нашей радости, эти дискуссии вроде бы закончились, поэтому мы рассчитываем, что в ближайшее время и этот пуск состоится. Три пуска в год! А за все предыдущие годы, за восемнадцать лет, мы обеспечили всего три достройки».
Говоря о безопасности, Кириенко отметил: «За год на атомных станциях в России прошло 19 контрольных проверок надзорных и контрольных органов. Кроме того, прошло еще 28 учений и 1383 тренировки с участием силовых структур. Общее количество задействованных специалистов - 47 тысяч человек и 900 единиц техники. Вопрос физической, ядерной и радиационной безопасности – это вещь, которой нельзя заниматься от саммита к саммиту, это вещь, которой нужно заниматься каждый день. Все обязательства, которые Россия брала на себя, полностью исполнены, и мы очень активно работаем с тем, чтобы оказывать содействие нашим партнерам. Особость позиции России заключается в том, что мы активно предлагаем всем нашим партнерам. Ответственность таких стран как Россия, США, Франция заключается в том, что мы должны помочь нашим партнерам комплексно решить проблемы. Мы, работая с нашими партнерам, говорим о том, что готовы построить вам атомную станцию, мы готовы помочь вам вместе с международными экспертами создать национальное законодательство, если у вас такого еще нет. Мы готовы провести обучение ваших специалистов. У нас сегодня в национальном исследовательском университете МИФИ уже проходят обучение 195 иностранных студентов. Это как раз все наши ключевые страны партнеры - и Турция, и Вьетнам, и Иордания, и Монголия. И мы будем расширять эту зону. Мы говорим о том, что готовы оказывать содействие по линии контрольно-надзорных органов. Отдельную очень большую работу в этом направлении проводит «Ростехнадзор», и по обучению специалистов, и по обмену опытом, и по проведению соответствующих стажировок. Мы готовы заключить долгосрочные контракты с местными предприятиями и постараться максимально развернуть заказ на местных предприятиях с тем, чтобы строительство атомной станции стало толчком развития национальной соответствующей промышленности и максимально задействовать местных производителей. Мы готовы построить еще и все, что связано с системой собственно замыкания топливного цикла – с переработкой отходов, с захоронением. Мы готовы оказать все услуги по созданию всей системы, связанной с созданием и развитием атомной энергетики в соответствующей стране. Это важная вещь. Мы предлагаем целый ряд таких требований закрепить еще и в качестве обязательных международных требований. Собственно, это тоже инициатива России. И нас очень радует, что это поддерживают наши основные партнеры. Это нашло поддержку и Большой восьмерки, и на саммите Большой двадцатки, и на генконференции МАГАТЭ, и в наших двухсторонних контактах, и с нашими американскими партнерами, и в том соглашении, которое подписано главами правительств России и Франции, как одного из наших ключевых партнеров».
Отдельно Кириенко коснулся сотрудничества с Китаем: «Прошлый год у нас был очень богатым. Мы совместно сдали опытный экспериментальный реактор на быстрых нейтронах с участием российских специалистов и по российским технологиям. Это важнейшая вещь, которая включила Китай в группу четырех стран, в которых есть действующие исследовательские быстрые реакторы. Вторая тема: мы досрочно сдали завод по обогащению урана по российским технологиям на территории Китая. Успешно идет эксплуатация первых двух блоков Тяньваньской атомной станции, и у нас вступил в силу контракт на сооружение третьего-четвертого блока, то есть второй очереди Тяньванской станции. Это важный для нас показатель. То есть в данном случае наши китайские партнеры покупают уже не рекламный буклет, когда мы что-то рекламируем, а они соглашаются, даже не потрогав руками. Это два блока, которые построены, и нам заказывают два дополнительных блока по итогам эксплуатации первых двух. Это дорогого стоит, потому что это означает, что эти первые два блока дали хорошие показатели и хорошие результаты».
Ядерная безопасность в Сеуле
12725 просмотров