В агентстве РИА Новости прошел видеомост между Москвой, Баку и Вашингтоном на тему «Россия, Азербайджан, США в контексте многовекторной политики», приуроченный к 20-ой годовщине восстановления независимости Азербайджана. О переплетении интересов этих государств в регионе Южного Кавказа, о проблемах и путях их решения говорили гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев и главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов из Москвы; экс-аналитик ЦРУ и госдепартамента, публицист Пол Гобл из Вашингтона; проректор Дипакадемии Азербайджана Фариз Исмаилзаде и председатель ассоциации американских выпускников Джейхун Кярамов из Баку.
Фариз Исмаилзаде (Баку)
Наконец мы может задать вопросы нашим московским российским коллегам. Нас интересует вклад великих держав в мир и стабильность нашего региона. Коллеги в Москве сказали, что ответственность лежит на самих участниках конфликта, а не на посредниках. Но здесь, на Южном Кавказе мы видим, что у посредников как раз большая сила и влияние. Армения – небольшая страна, там есть российские военные базы. Военное влияние России на Армению очень велико. Что Москва может сделать для того, что бы был конструктивный подход к решению конфликта? Что может сделать Вашингтон, чтобы обеспечить уважение международного права в данном случае и чтобы оккупированные территории были вскоре освобождены?
Сергей Михеев (Москва)
Я понимаю, что азербайджанскую и армянскую стороны вопрос Нагорного Карабаха волнует очень сильно. Этот вопрос является фактически центральным вопросом их политики. Но я считаю, что неконструктивно ставить вопрос Нагорного Карабаха в центр любых международных движений, например, отношений между Россией и Азербайджаном. Сейчас на любых встречах, когда мы начинаем говорить о культурном, экономическом или политическом сотрудничестве, нам говорят: «А Нагорный Карабах?» Так осложняются отношения между странами. Я абсолютно уверен, что Российская Федерация делает все для того, что нагорно-карабахский конфликт был разрешен. Нет такого телефона, с которого можно снять трубку и позвонить, как это было в Советском Союзе. Если есть такой телефон в Брюсселе или Вашингтоне, то пусть они с него позвонят. Это иллюзия, что можно снять трубку (как в фильме «Мимино») позвонить, поговорить с коллегой и все решить. Нет уже давно этого. Эти вопросы уже давно так не решаются.
Эти иллюзии есть и в Ереване. Мы оттуда слышим то же самое, что сейчас говорите вы, только на другом языке. Мы спрашиваем: «А вы друг с другом не пытались созваниваться?» Может быть, это будет полезнее, чем все время пенять на то, что из Москвы не позвонили. Россию часто обвиняют в имперских амбициях, а сами просят Москву: «Позвоните в Ереван!» Что Армения – союзная республика? Или Баку – наш город областного значения? Все! Нет уже этой империи! Вместе с империей ушли, кстати, многие механизмы урегулирования проблем. Тогда, действительно, можно было решать их по-другому. Сейчас таких механизмов нет.
Воевать с Азербайджаном или Арменией из-за Карабаха мы не будем. И участвовать в этом конфликте мы не будем. Но ведутся разговоры, мол, если начнется война между Азербайджаном и Арменией, на чьей стороне выступит Россия… Ни на чьей стороне Россия не выступит, потому что для нас главное – предотвращение этой войны. Возможно, это мое субъективное мнение, но мне кажется, что ситуация именно такая.
Аджар Куртов (Москва)
Я согласен практически со всем, что сказал Сергей, за исключением последнего тезиса о том, что в случае военного конфликта, Россия останется нейтральной. Все-таки было заключено соглашение между Россией и Арменией, которая по-другому трактует присутствие российских баз в Армении. Если раньше Россия могла оказывать Армении военно-техническую поддержку, в случае конфликта с каким-либо государством, не из числа бывших советских республик (а таким как вы понимаете, могут быть только две стороны, либо Турция, либо Иран, и если уж брать нынешний расклад сил, то только Турция), то сейчас эта трактовка расширена, и Азербайджан под эту трактовку подпадает. Не случайно Армения является членом Договора о коллективной безопасности (ОДКБ – прим. ВК), а Азербайджан не является. Безусловно, я не хочу сказать, что в таком случае решение будет принято автоматически. Конечно, Москва все взвесит, но я согласен с коллегой, что мы не должны исходить из самого негативного сценария. Все усилия Москвы должны быть направлены на предотвращение такого печального варианта развития событий.
Я понимаю, что национальная позиция азербайджанской политической элиты в том, что нужно уважать международное право, но армяне нам то же самое говорят. Только они опираются на ту норму, которая им выгодна, а Азербайджан опирается на ту норму, которая им выгодна. Кстати говоря, на мой взгляд, как юриста, этот спор довольно беспредметен, потому что это разные сферы, в одном случае – это принцип, обращенный внутрь государства, а другом – принцип, обращенный к международным отношениям. Но в данном случае, стороны изыскивают, как адвокат, аргументы в пользу своей позиции, а Москва должна быть объективна, она должна быть судьей, она должна взвешивать аргументы обеих сторон, не должно быть одностороннего уклона. Но желания сесть за стол переговоров, честно говоря, я не наблюдаю.
Хочу отметить и другой момент, наверное, в дипломатической академии изучается и такая наука, как конфликтология. Один из обязательных постулатов этой дисциплины - с кем у вас конфликт, с теми и договаривайтесь. Конфликт существует между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, а официальный Азербайджан делает все для того, что бы представители Карабаха были отстранены от международного обсуждения, чтобы они не принимали участия в переговорном процессе. Якобы с азербайджанской точки зрения, существуют разногласия между Ереваном и Баку. Но когда вы устраняете одного из участников конфликта, игнорируете его интересы, конфликт не находит своего разрешения. Мне так кажется.
Пол Гобл (Вашингтон)
Во-первых, США могут гордиться тем, что у нас нет такого телефона. В отличие от РФ, у нас никогда и не было такого телефона и, конечно, не будет. Конечно, мы хотели бы, чтобы конфликт был разрешен. Во-вторых, ни одна страна, у которой пятая часть оккупирована другим государством не будет прекращать говорить только об этом. В-третьих, о международном праве и принципе самоопределения говорят и Азербайджан, и Армения. Я думаю, конфликт будет разрешен тогда, как станет очевидно, что территориальная целостность должна быть восстановлена, но это также потребует большей защиты прав меньшинств и продвижения плюралистического общества. Это не просто, это нельзя сделать мгновенно. Но сейчас, когда уже двадцать лет прошло с момента восстановления независимости Азербайджана, мы должны заглянуть в грядущие десятилетия, когда Азербайджан будет иметь все большее влияние на всей территории земного шара. Мы живем в глобализующемся мире, Азербайджан это прекрасно понимает и может со многими странами развивать отношения. Мы должны понять, что Азербайджан никогда не прекратит говорить об оккупации. Мы надеемся, что стороны придут к согласию, что люди независимо от этничности уважать друг друга. Последние двадцать лет дают надежду на то, что это будет реализовано в следующие два десятилетия.
Фариз Исмаилзаде (Баку)
Я удивлен таким раздражением московских коллег в отношении роли Москвы как посредника. Ведь Россия является одним из сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, это ответственность, которую Россия сама взяла на себя, никто не настаивал на этом. И это ответственность связана с функцией посредника в сближении двух сторон. Поэтому со стороны Азербайджана естественно просить содействия Москвы, Вашингтона… Надеюсь, что наши московские коллеги это понимают. Давайте не будем слишком скромны в отношении влияния России на Армению. Каждый год мы слышим о передаче Россией военной техники в Армению. Российское оружие в Армению поставляется через ОДКБ или в рамках двустороннего военного сотрудничества. Азербайджан видит Россию в качестве положительной силы в регионе, у нас очень хорошие, прагматичные отношения с Россией, и мы надеемся, что Россия превратит эти отношения в конструктивный фактор в деле Нагорного Карабаха.
Естественно, что Азербайджан раздосадован ситуацией. У нас есть надежда, что деятельность господина Медведева приведет к позитивным результатам, но пока мы не видели результатов. Армения продолжает оккупацию территории Азербайджана. Именно Армения, а не Нагорный Карабах. Именно Армения, как суверенное государство, оккупирует пятую часть другого суверенного государства. Это что-то абсолютно беспрецедентное в истории Европы.