Завершился проект «Горная Абхазия», осуществляемый Госкомитетом Абхазии по курортам и туризму при финансовой поддержке «АКВАФОН GSM». Как сообщили Апсныпресс в Аквафоне, пройдено все 12 запланированных горно-пешеходных маршрутов по Абхазии, состоялась экспедиция в Рицинский национальный парк. Предыдущая экспедиция изучала высокогорье Гагрского района – двухдневный маршрут начинался от Бамбаяшты, шел через плато Арабика и перевал Дзоу и заканчивался на Гегском водопаде. Это - один из самых редких маршрутов в горах Абхазии. Его особенность в том, что большая часть пути проходит по безводным местам. В этом маршруте присутствуют элементы сложности категории «1Б» - прохождение горных троп без альпинистского снаряжения. В целом этот маршрут несложен и доступен любому туристу, но, как и на любом другом горном маршруте, требует максимальной бдительности.
О том, какая работа велась на маршрутах и о результатах завершенного проекта рассказывает руководитель проекта, начальник отдела информации Госкомитета Тенгиз Тарба.
- В первую очередь, в соответствии с поставленной задачей, мы нанесли маршрут на навигационную карту, а это значит, что в скором времени любой турист, имеющий GPS-навигатор, сможет пройти по маршруту самостоятельно. По маршруту давно никто не ходил, и как таковых троп не сохранилось, да и большая часть пути проходит по местам без камней и деревьев, на которые обычно наносится маркировка. Поэтому при описании маршрута мы прилагаем фотографии окрестностей, ориентируем туристов по горным вершинам, по направлению движения, но главные ориентир, конечно, это сам трек, который не даст сбиться с пути. Это как раз тот случай, когда электронный навигатор с проложенным маршрутом становится единственной путеводной нитью, на которую можно положиться.
- Горы есть горы. Чем особенно привлекателен маршрут Бамбаяшта – Дзоу – Гега?
- Каждый маршрут уникален по-своему. То, что вы увидите в окрестностях Псху, вы никогда не увидите на Бзыбском хребте. Это совершенно другая красота, другие ощущения и эмоции. Даже хорошо известный Гегский водопад – финальная точка этого маршрута, который давно стал одним из самых посещаемых объектов в Рицинском нацпарке, открывается с другой стороны, становится одним из самых ярких впечатлений двух дней пути.
- Насколько перспективно для горно-пешеходного туризма развитие этого направления?
- Да, сейчас наиболее популярны и развиты маршруты Рицинского реликтового национального парка – они востребованы и более всего освещены в интернете, в туристских путеводителях. Что же касается Псху, то даже пройденный нами маршрут на плато Алаштраху и другие – забытые маршруты, по ним ходят единицы, а ведь когда-то они были частью туристской системы Кавказа. Сегодня все эти маршруты необходимо возрождать, это даст толчок развитию всей туристской отрасли Абхазии. Понимая важность этого, АКВАФОН и поддержал наш проект, став Титульным партнером.
Маршрут к Дзоу – интересный и несложный, открывает туристам неизвестную Абхазию, и о нем должны узнать как можно больше людей. В отличие от других направлений, здесь не встречаются пастушеские балаганы. В течение почти двух дней мы не встретили ни одного человека, только заброшенные стоянки спелеологов, которые регулярно посещают пещеры Арабики. А ведь еще пару лет назад в этих местах в летний сезон стояли пастухи. Я уверен, что развитие горно-пешеходного туризма стало бы дополнительным стимулом и к тому, чтобы пастухи снова вернулись в эти места. Туристы и пастухи помогали бы друг другу – одни имели бы гарантированный ночлег и еду, другие – возможность реализовать свои продукты на месте.
- Этот маршрут не единственный ваш поход. Где еще вы побывали?
- Да, у нас был очень плотный график, мы старались пройти максимум троп, пока не выпал снег. Сделав отправной точкой перевал Чха, в течение двух дней мы прошли и нанесли на карту еще два маршрута – до одноименного озера Чха. Мы не ограничились просто посещением озера, а максимально изучили окрестности маршрута - в альпийской зоне обнаружили огромные ацангуары, затем поднялись на хребет Чха, прошлись по нему и вышли к военному аэродрому, использовавшемуся в 1940-е годы.
Третий маршрут хорошо известен любителям активного отдыха - это озера плато Каменное, больше известные как Семь озер, и путь от Ауадхары к долине реки Лашипсы. Все маршруты мы максимально отработали – прошли и нанесли на карту все озера плато, даже те, о которых не все знают. Мы поднялись на вершину и сфотографировали всю долину, таких фотоматериалов нет ни у кого в Абхазии. К сожалению, до сих пор у этих популярных озер (конные прогулки к озерам предлагает практически каждый туроператор) нет однозначного названия. Как мне кажется, это большое упущение наших географов и топографов. Только два озера как-то названы пастухами - озеро Султан (в честь пастуха, переплывшего его) и озеро Астолдзы. Очень хочется, чтобы специалисты занялись бы этим и дали названия, связанные с традициями абхазов, и с их верованиями, с почитанием природы, которое очень сильно в горах. Можно было взять за пример Новоафонскую пещеру, где каждый зал имеет свое собственное интересное название. В противном случае открывается простор для недобросовестных фантазеров, которые называют эти места как угодно...
- Ваша последняя экспедиция проходила уже в октябре. Какие маршруты удалось пройти, ведь в горах уже выпал снег?
- Да, наш поход получился немного экстремальным, пришлось идти по свежему снегу, но это нас не остановило. Маршруты Рицинского нацпарка по-прежнему остаются самыми посещаемыми, но игнорировать их нельзя, тем более, что финальной точкой двух из них были горные водопады, хорошо известные всем, кто останавливался на Ауадхарской поляне. Мы нанесли на навигационную карту маршрут к водопадам в верховье долины Ауадхары и у вершины горы Чха. Здесь мы снова столкнулись с проблемой наименования объектов – хотя эти водопады хорошо видны с поляны, и побывать на них – мечта любого туриста, как они официально называются, не знает никто. Еще один маршрут мы проложили по хребту Ацетук, с его вершины озеро Рица как на ладони, хорошо просматривается долина Ауадхары, по пути открываются замечательные панорамы на большую часть Рицинского парка. Кстати, на вершине Ацетука есть прием сигнала сотового оператора АКВАФОН - мы смогли оттуда вызвать машину и благополучно вернулись домой. Но самым запоминающимся, конечно, был маршрут к озеру Мзы, самому популярному озеру на плато Каменное, еще более красивому в снегу. Вообще этот проект позволил сделать фотографии горных пейзажей во все времена года, показать красоту природу во всех красках. Сейчас очень интересно сравнивать летние и зимние фото – открываются все новые детали.
- Экспедиции завершились. Какие планы у вашей команды?
- Нам предстоит немалая часть работы по систематизации полученной информации. Сейчас мы занимаемся полным описанием маршрутов, обрабатываем фотоматериалы, готовим информацию для компании Garmin, крупного производителя GPS-навигационной техники. А в дальнейших планах – этнографически-картографический проект, который откроет для туристов села Абхазии. Мы проедем по горным селам, нанесем на карту дороги к ним, расскажем об их истории и покажем быт абхазской деревни.
- Как вы оцениваете результаты последних экспедиций и проекта в целом?
- Мы очень довольны. Пройдены все запланированные маршруты, все они отмечены на навигационной карте. Мы и раньше получали восторженные отклики на Официальном туристском сайте (www.abkhazia.travel) и на нашей странице в Фейсбуке. А теперь, когда мы значительно расширили фотобанк и выложили в интернете фотоотчеты (к примеру, на сайте радиостанции «Эхо Москвы» темы наших путешествий посмотрело более 7 тыс. человек, четырежды мы вошли в десятку самых популярных тем северокавказской блогосферы), мы ежедневно собираем множество положительных откликов и участвуем в активном обсуждении. По данным нашей статистики, за развитием проекта «Горная Абхазия» в интернете следили около 15 тыс. читателей. Но главное, мы добились живого интереса к родной природе внутри страны, многие жители Абхазии пишут нам, что, вдохновившись нашим путешествием, обязательно пойдут в горы.
Руководство Госкомитета по курортам и туризму понимает, что значимость этого проекта нельзя недооценивать и во всем нас поддерживает. Тем более, что для возрождения горно-пешеходного туризма требуется немного – поиск и сертификация маршрутов, нанесение их на навигационную карту, и тогда значительная часть туристской отрасли заработает снова.