Вестник Кавказа

Русский варяг в Новом Афоне

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Между Москвой и Сухуми возникло новое «недоразумение»: после противоречий по вопросу о возвращении гражданам России недвижимости в Абхазии и определения межгосударственной границы в районе Гагр очередная острая тема появилась в церковной сфере. У Новоафонского монастыря святого апостола Симона Кананита собрались сотни местных жителей и клириков церкви. Они эмоционально протестовали против решения Патриарха московского и всея Руси Кирилла назначить новым настоятелем монастыря представителя Московской патриархии игумена Ефрема (Виноградова) вместо Абхазского священника – отца Андрея (Ампар). Согласно распространенной информации, глава РПЦ принял такое решение по просьбе главы Абхазской православной церкви Виссариона Аплия, не признаваемого в этом качестве ни грузинской, ни российской церквями.

На митинге звучали гневные заявления с осуждением «самовольных действий» Виссариона Аплия. «Мы возмущены тем, что отец Висссарион единолично, тайком от христианского народа Абхазии, решает судьбы храмов и монастырей Абхазии, которые являются вечными святынями нашего народа. В связи с этим мы окончательно утеряли доверие к священнику Виссариону Аплиа и серьезно обеспокоены судьбой не только монастырей в Новом Афоне, но и будущим всей церкви», - заявил на сходе иерей Андрей Ампар.

Собравшихся на митинге возмутило то, что новый настоятель назначен указом российского патриарха и прислан из Москвы, тогда как по сложившейся традиции и монастырскому уставу, принятому еще в XIX веке, настоятелем может стать только его постриженик, и только по решению братии монастыря.

Глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион Аплиа отказался прокомментировать журналистам это событие, сославшись на Великий пост и неправомочность подобного рода собраний принимать решения, касающиеся церкви. Позднее отказался общаться с журналистами и Андрей Ампар. Наблюдатели усмотрели причину в том, что абхазские власти, опасаясь негативной реакции в России, вмешались в ситуацию и попросили участников конфликта не раздувать конфликт.

За ситуацией внимательно следили и в Тбилиси. Помощник патриарха Ильи второго Михаэль Ботковели сообщил ВК, что патриарх лично говорил по телефону с главой отдела внешних церковных связей московской патриархии митрополитом Иларионом, который, как утверждается в заявлении Грузинской церкви «полностью опроверг информацию о назначении нового настоятеля новоафонского монастыря патриархом Кириллом». Причем грузинская сторона утверждает, что не владеет реальной информацией, что на самом деле происходит в новом Афоне. «Назначать настоятеля монастыря имеет право только митрополит Грузинской православной церкви, возможно по представлению местной братии, но после того, как нас изгнали из Абхазии, мы не знаем кто, как и кого там назначает», - посетовал Ботковели.

Одновременно патриархия РПЦ сообщает, что в Абхазии просто была неправильно интерпретирована информация о назначении Игумена Ефрема помощником действующего настоятеля монастыря. Бывший митрополит Абхазии, владыка Даниил, покинувший епархию вместе с грузинским населением в 1993 году, сказал ВК, что московская патриархия не имеет права назначать ни настоятеля монастыря, ни его помощника. «Согласно церковному канону, представители иной церкви не имеют права даже входить на территорию монастыря без разрешения той церкви, на канонической территории которой она находится, то есть ГПЦ», - заявил владыка Даниил.

Иерарх грузинской православной церкви отметил, что «великие монастыри, такие как Афон, имеют определенную автономию, но действуют по согласованию с той церковью, в лоно которой входят». Игумен Ефрем, по некоторым данным, уже прибыл в Абхазию вместе с группой священнослужителей РПЦ «для возрождения традиций русского монашества в Абхазии».

РПЦ формально признает нерушимость канонических границ ГПЦ и все решения согласовывает с Тбилиси. Недавно Священный синод ГПЦ поручил Католикосу-патриарху лично управлять Абхазской епархией. Грузинская патриархия настояла на том, что патриарх Кирилл и другие иерархи РПЦ при упоминании Ильи II, величали его не только «Католикос-патриарх Грузии», но и «Митрополит пицундский и цхум–абхазский», что не могло понравиться абхазской стороне.

О том, что конфликт все еще не разрешен, свидетельствует тот факт, что по решению абхазской паствы, 15 мая у Новоафонского монастыря состоится еще более многочисленный сход мирян и клириков, чтобы поддержать стремление новоафонской общины сохранить независимость как от грузинской, так и русской православной церкви.
32820 просмотров