Продолжение беседы с профессором азербайджанского Государственного университета культуры и искусств, главным режиссером Театра юного зрителя Дженнет Салимовой. Начало см. http://www.vestikavkaza.ru/articles/kultura/teatre/35670.html
- У многих молодых американских актеров есть мечта - сняться в голливудском фильме. Какую цель ставят перед собой азербайджанские актеры?
- Я скажу горькую правду. Цель одна - заработать деньги. Редко встретишь актера, который откажется от выгодных предложений на телевидении, в кино, сериалах, в рекламе, дубляже, от свадеб, посвящая себя только театру и живя на нищенскую зарплату. Таких пять-шесть человек наберется. Если спросить остальных, какая у них мечта, они скажут: «Дайте нам хорошую зарплату, чтобы мы могли спокойно работать над ролью».
- У азербайджанского театра своя школа?
- Да, своя школа. Хотя многие у нас воспитанники московской школы, в частности педагога Марии Осиповны Кнебель. Многие испытывали влияние этой школы. Но русский зритель требует от актера одного, а наш зритель - другого. Сегодня шел детский спектакль «Красавица Фатима». Все прошло нормально, но зритель требует не спокойного разговора, а усиленной подачи, энергетики. Азербайджанский театр более темпераментен, активен, динамичен, романтичен. Это требование нашего зрителя, на которое отвечают актер.
- Как принимают азербайджанские театральные труппы на гастролях?
- В Иране - как самых любимых, дорогих и родных . Мы возили туда мой спектакль из Музкомедии «Не та, так эта». Зал был забит до отказа. «Отелло» в Иране тоже приняли очень хорошо. Мы ездим в Турцию, бывали в России, возили туда «Вишневый сад» Чехова - принимают очень хорошо. Но есть языковая проблема. Для оперного театра, балетного, пантомимы это не проблема. А для драматического театра - барьер. У нас нет наушников, перевода, бегущей строки.
- Каждый человек играет какую-то роль в жизни. Где труднее играть роль - в жизни или на сцене?
- Человек с рождения начинает играть. Играет не только человек, а все живое. Кошка, которая ловит мышку, играет с ней, устраивает театр. Игра - свойство любого живого организма. Родился ребенок, родители устраивают праздник, собирают гостей. До 40 дней ребенка нельзя показывать посторонним - тоже театр. Человек вырос, решили жениться. Опять театр - сватовство. Мы играем по сценарию. Большое сватовство, свадьба, рождение ребенка, обряд обрезания – все это театр. Умирает человек – снова театр: мы призываем священника, муллу, он читает молитвы, мерсия (песни для усопшего).
Потребность человека в игре восполняется приходом в театр. Когда я вижу актера на сцене, я сопереживаю ему, играю с ним.
Есть люди - актеры по жизни. Они врут, претворяются, льстят, хитрят. Но это не значит, что природа-театр принадлежит только подонкам. Есть солидные люди, которые великолепно играют значимость, умение проходить между людьми, не видя их, не замечая их – эта игра. Вы пришли к нему на прием, ему нечего делать, но он заставит вас ждать два часа – это игра. А как обставляются кабинеты! Когда вы входите в кабинет, вас уже охватывает трепет - длинный стол, в конце стола другой стол – это декорации. Это все театр.
- Как вы сами пришли в театр?
- Видимо, по той же самой причине – я очень люблю играть. Я мечтала быть актрисой, по многим причинам не смогла ею стать. Закончила с отличием филфак, уехала в Ленинград и все-таки поступила на режиссерский факультет, где компенсировала свое желание играть, ведь режиссер – человек, который должен проиграть все роли внутри.
- Редко можно встретить женщин -театральных режиссеров…
- Их не так мало. У нас в Русской драме работает Ирана Тагизаде, в Москве – Галина Волчек, Нина Чусова. Это не такая уж тяжелая профессия, она не требует физических усилий, но требует организаторского таланта, умения держать большой коллектив (труппа, постановочная часть, плотники, слесари…), умение со всеми разговаривать, поддерживать дисциплину. Это мужские качества, но они могут быть свойственны и женщине. В каких-то случаях у женщины более тонкий ум, особенно в психологии любви. Пьесы же в основном на этом строятся. Женщина может более тонко почувствовать, проанализировать и передать актерам эти чувства.
- Какой спектакль был для вас самым трудным?
- Самая трудная постановка эта та, которая сейчас находится на выпуске. Всегда так кажется. Потом если успешно идет, принимает зритель, кажется, что ничего сложного. Трудность в том, что в нашей профессии исход не известен. Можно приложить все силы, взять хорошую пьесу, чудесных актеров, художников, музыку, а зритель не принимает. А иногда бывает наоборот. Мы обязаны просчитывать стратегию успеха. Это как врачу ставить диагноз. Мне 71 год. Я почти полвека в театре и каждый спектакль сдаю как первый.
- Какие ваши любимые спектакли?
- Я почти сто постановок сделала. Они все как твои дети. В их вкладываешь свою душу. Я люблю своего первого чеховского «Дядю Ваню», «Хозяйку гостиницы» Гольдони, «Мамашу Кураж» Брехта. Даже «Красавицу Фатиму» люблю - маленькая, а все равно любимая сказка. Дети переживают, любят, ненавидят.
-Вы были главным режиссером Бакинского камерного театра, у которого был свой актерский состав, свой репертуар, свой зритель. Недавно вы стали главным режиссером Театра юного зрителя, где объединили сразу три театра. Как справляетесь с новой должностью, с новыми актерами?
- Тяжело, но мне это интересно. Не надо идти в педагогику, если не любишь учеников. Не надо становиться врачом, если тебе не интересен и не дорог больной. Не надо идти в режиссуру, если не любишь актеров. Мне даже директор замечание сделал, мол, зачем я беру четыре состава, на одну роль назначаю четырех актеров. Но мне надо знакомиться с актерами, раскрыть их потенциал. Актера можно узнать, только работая с ним над ролью.