США и Иран постепенно приближаются к дипломатическим переговорам по ядерной программе Тегерана, хотя вторник Тегеран вышел а рамки первоначальной ядерной сделки, сократив международные инспекции своих ядерных объектов, сообщает сайт американской медиа группы ABC News. Соблюдение хрупкого баланса между двумя сторонами, а также мировыми державами, ядерную подписавшими сделку, вышло на новый уровень после того, как президент США Джо Байден на прошлой неделе предложил провести прямые переговоры с другими участниками.
”В настоящее время ведется большая дипломатическая работа, чтобы организовать встречу, дать зеленый свет СВПД и собрать всех участников вместе”, - заявил во вторник верховный представитель Европейского союза по иностранным делам Жосеп Боррель.
Но во вторник Иран ограничил инспекции Международного агентства по атомной энергии. По данным Associated Press, через несколько часов Агентство ядерной безопасности ООН опубликовало отчет, в котором говорится, что иранцы накопили запасы урана, обогащенного до 20%. Считается, что следующим шагом может стать производство оружия. Более того, объемы накопленных запасов намного больше разрешенных в рамках ядерной сделки.
Ограничение проверок МАГАТЭ вызвало осуждение со стороны Франции, Германии и Великобритании, европейских стран, которые остаются в соглашении. В совместном заявлении министры иностранных дел этих стран заявили, что решение Ирана ”значительно ограничит доступ МАГАТЭ к объектам и к информации, касающихся гарантий”.
Тем не менее пока Тегеран продвигал ограничения, министр иностранных дел Ирана впервые дал понять, что страна открыта для переговоров с участием официальных лиц США. ”У нас не будет официальной встречи, потому что Америка не является членом СВПД. Мы обдумываем идею неофициальных переговоров, на которые Америка приглашена не как участник сделки”, - заявил во вторник Мохаммад Джавад Зариф.
Такая встреча может состояться уже в следующем месяце. Госдепартамент заявил, что Иран до сих пор официально не ответил на предложение присоединиться к переговорам. В четверг официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс сказал, что администрация Байдена ”примет приглашение” Боррела встретиться с Ираном, подписавшими соглашение сторонами европейцами, а также представителями Китая и России.
Бывший президент Дональд Трамп вывел США из ядерной сделки в мае 2018 года и вновь ввел санкции в отношении Ирана, в результате чего Америка оказалась в разладе со своими ближайшими европейскими союзниками. Год спустя Иран также начал предпринимать шаги для выхода из ядерной сделки с целью оказать давление на европейцев, чтобы они компенсировали санкции США и предоставили экономическое смягчение, гарантированное ядерной сделкой.
Теперь США вновь заодно с евротройкой: на прошлой неделе было опубликовано совместное заявление о том, что они стремятся к возвращению США и Ирана к ядерной сделке, а также к новым переговорам о расширении пакта и решении проблемы баллистической программы и региональной активности Тегерана (на что ИРИ категорически не согласна).
”Мы работаем вместе с европейскими союзниками и считаем, что наша позиция усиливается накануне переговоров. Мы думаем, что это лучший путь вперед”, - сказал Нед Прайс.
При этом очевдно, что новые ограничения Ирана на инспекции - очередной шаг в усилиях по укреплению своего влияния. Зариф объявил, что Иран больше не будет делиться видеозаписями с камер наблюдения за своими ядерными объектами с МАГАТЭ. Организация по атомной энергии Ирана заявила, что будет хранить отснятый материал в течение трех месяцев, таким образом оставляя окно для передачи в МАГАТЭ, но только если до этого момента санкции будут сняты.
В воскресенье Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси отправился в Тегеран, чтобы отговорить Иран от исполнения ограничений, которые были приняты парламентом страны в декабре в качестве закона. В ходе этих переговоров было достигнуто ”временное двустороннее техническое взаимопонимание”, заявил Гросси, что позволило продолжить мероприятия по мониторингу и проверке на данный момент, даже несмотря на то, что Иран перестал соблюдать соглашение о ”дополнительном протоколе” с агентством и запретил внеплановые инспекций ядерных объектов.
”Мы убеждены, что наши усилия будут способствовать плавному возвращению к предыдущим договоренностям в ходе будущих консультаций. Уверен, что мы обеспечили более легкую атмосферу для дипломатии, которая будет развернута в ближайшие несколько дней. Надеюсь, мы вернем необходимую стабильность”, - сказал Гросси.
Таким образом появляется окно возможностей, чтобы вернуть ядерную сделку в нужное русло, сказал Боррель вашингтонскому аналитическому центру Atlantic Council. Его заместитель уже пригласил США присоединиться к следующему заседанию совместной комиссии, которая регулярно собирается в соответствии с условиями сделки.
Но даже если официальные лица США и Ирана вскоре снова соберутся вместе, неясно, как стороны планируют вернутся к соблюдению соглашения, и смогут ли США и Европа добиться продолжения переговоров после отмены американских санкций.
Иран до сих пор отказывался от предложения Байдена о том, что США вернутся к соблюдению и снимут санкции только после того, как Иран вновь начнет исполнять свои обязательства, например, ограничит запасы обогащенного урана и количество центрифуг. Предложение Байдена также включает жест доброй воли в виде отмены жестких ограничений на поездки иранских дипломатов из Организации Объединенных Наций в Нью-Йорк. Байден также не стал поддерживать позицию Трампа в отношении того, что санкции ООН в отношении Ирана должны быть возвращены (хотя это решение не поддерживала практически ни одна другая страна).
Одним из возможных вариантов для осторожных действий могут стать нефтяные доходы Ирана, замороженные санкциями США в отношении зарубежных банков. Министерство иностранных дел Южной Кореи заявило, что Иран согласился с предложением начать размораживание этих средств, но для этого требуется одобрение США.
”Перевод средств не производился, но США серьезно обсуждают этот вопрос с корейцами”, - сообщил Прайс.
Решение может вызвать критику, особенно со стороны законодателей-республиканцев, которые выступают против ядерной сделки и рассматривают призыв Байдена к переговорам как уступку.