Европейскому союзу необходимо реагировать на глобальные и региональные вызовы в период растущей неопределенности, международных угроз и фундаментальных вызовов многосторонности. Эрик Берглоф в статье Europe Needs Its Own Development Bank для Project Syndicate выражает мнение, что таким инструментом мог бы стать Банк развития, способный сотрудничать с китайскими институтами, участвующими в инициативе ”Один пояс - один путь” и с агентствами по развитию в США.
Европейский союз недавно создал ”группу мудрых людей” для пересмотра архитектуры финансирования развития Европейского союза. Группа, членом которой я был автор статьи, разработала три возможных варианта. Но есть и четвертая альтернатива, которая сочетает в себе главные преимущества существующих институтов.
По мнению Берглофа, Европе необходимо срочно укрепить экономический суверенитет, не отказываясь от создания многосторонних коалиций.
Два существующих европейских института финансирования развития - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) - имеют свои сильные стороны. ЕБРР ведет тесный политический диалог с национальными правительствами и активно представлен на местах. ЕИБ ориентирован на ЕС и большинство его сотрудников находятся в Люксембурге. Но оба банка слабы там, где потребности в развитии наиболее велики - в нестабильных государствах, особенно в странах Африки к югу от Сахары.
Европейская система финансирования развития нуждается в серьезном пересмотре. Сохранение статус-кво, даже усиленного краткосрочными мерами, предложенными "группой мудрых людей", не поможет Европе укрепить свой авторитет и получить необходимый потенциал, чтобы стать глобальным игроком в долгосрочной перспективе.
Одним из вариантов, предложенных группой, было создание нового банка с нуля с участием ЕБРР, ЕИБ и Европейской комиссии в качестве акционеров. Но для этого потребуются огромные вложения финансового капитала, а также дипломированный персонал. Кроме того, необходимо время, а ЕС хочет достичь Целей ООН в области устойчивого развития уже к 2030 году. По этим причинам министры финансов ЕС отвергли этот сценарий.
Две оставшиеся возможности заключаются в том, чтобы создать новый банк на основе либо ЕБРР, либо ЕИБ, причем "группа мудрых людей" явно отдает предпочтение первому варианту. После Брексита ЕС будет контролировать лишь чуть более 50% голосов в ЕБРР, тогда как многие важные решения требуют большинства. И если Европа предоставит больше капитала, нет никаких гарантий, что акционеры, не входящие в ЕС, согласятся сократить свои голосующие акции.
Вариант ЕИБ предполагает выделение неевропейских активов банка (около 10% от общего объема) для создания новой дочерней компании, полностью контролируемой европейскими организациями. Среди них могут быть Комиссия и национальные институты развития, такие как немецкий банк KfW или Французское агентство развития. Серьезная и, возможно, непреодолимая задача состоит в том, чтобы превратить ЕИБ или его дочернюю компанию в институт развития, несмотря на отсутствие основных функций, таких как инклюзивная база акционеров или значительное местное присутствие.
К счастью, существует четвертый вариант, который объединяет различные части системы интересным и, возможно, политически более приемлемым образом, в том числе путем широкого вовлечения национальных институтов развития.
Многие из этих национальных структур охватывают такие важные области, как здравоохранение и образование, и действуют в тех частях мира, где ЕБРР и ЕИБ практически не представлены. Они могут быть интегрированы в открытую европейскую систему финансирования развития, в рамках которой национальные, региональные и глобальные институты будут бороться за реализацию проектов помощи ЕС в рамках последовательной европейской политики развития.
Этот вариант также предполагает разделение деятельности ЕБРР и ЕИБ. Интересы обоих банков уже сталкиваются во многих странах и секторах, и их текущие планы по расширению усилят противостояние. ЕИБ может сосредоточиться исключительно на странах ЕС, а его активы в других регионах будут переданы ЕБРР. И наоборот, ЕБРР может отдать свои активы в ЕС и сосредоточиться на соседних с Европой странах и государствах Африки к югу от Сахары. Такой обмен не дастся легко, но фактически подготовлен он был один раз, в 2013 году.
Третий и центральный компонент этого предложения - преобразование ЕБРР в Европейский банк устойчивого развития, сотрудничающий с такими учреждениями, как Всемирный банк и Африканский банк развития.
Чтобы увеличить свои кредитные возможности, ЕБРР потребуется дополнительный капитал. Поскольку только акционеры ЕС смогут вносить вклад, их голосующие доли в банке должны увеличиться. Но акционеры, не входящие в ЕС, включая США, Великобританию и, что важно, страны-получатели, все равно будут представлены. Таким образом, многосторонний подход сохраниться. Тем временем ЕИБ сосредоточится на том, чтобы стать европейским климатическим банком, и послужит опорой для укрепления национальных институтов финансирования развития.
Сейчас самое время пересмотреть европейское финансирование развития, отчасти потому, что в настоящее время ЕС готовит очередной семилетний бюджет. Не менее важно, что ЕБРР, учреждению с проверенной репутацией и дополнительными возможностями кредитования, в ближайшие месяцы предстоит принять ряд стратегических решений.
По мере продвижения Брексита, акционеры ЕБРР, не входящие в ЕС, скорее всего столкнутся с серьезным выбором между сокращением соответствующих пакетов акций или созданием нового европейского института, в котором ни они, ни страны-получатели не будут владеть акциями. А без доступа к грантам ЕС ЕБРР не будет жизнеспособным во многих секторах и государствах, в которых он в настоящее время работает, и, возможно, в конечном итоге его придется закрыть.
Вместо того, чтобы позволить ЕБРР потерпеть крах, ЕС и его международные партнеры должны преобразовать банк в центр европейского финансирования развития. В период растущей неопределенности, международных угроз и фундаментальных вызовов многосторонности, более чем когда-либо необходимы надежные институты.