Вестник Кавказа

Станет ли китайско-пакистанский экономический коридор воротами в Среднюю Азию?

The Diplomat

В середине мая в Пекине прошел саммит, посвященный проекту ”Один пояс - один путь”, который касается сухопутных и морских маршрутов, проходящих по евразийской территории. Одним из самых значительных моментов саммита стала встреча лидеров Китая и Пакистана, в результате которой были подписаны новые соглашения, добавившие почти $500 млн к уже объявленным 57-миллиардным сделкам  в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК).

Как пишет The Diplomat в материале Will the China-Pakistan Economic Corridor Be a Gateway to Central Asia?, предполагалось, что в ходе этого мероприятия премьер-министр Пакистана Наваз Шариф проведет встречи с лидерами Казахстана, Узбекистана и Киргизии, чтобы убедить их инвестировать в проект КПЭК - сеть железнодорожной, автомобильной и энергетической инфраструктуры, связывающую пакистанский порт Гвадар с Западным Китаем.

Проект КПЭК, официально представленный в апреле 2015 года, был выделен в качестве флагманского проекта в рамках инициативы ”Один пояс - один путь”. Как отмечалось в Eurasia Review, КПЭК ”стал первой двусторонней инициативой Китая и Пакистана, бюджет которой превысил $46 млрд”. Почти все политики в Пакистане рассматривают КПЭК как эффективный инструмент, поскольку он значительно усилит экономику Пакистана. Для Китая проект облегчил бы проблему выхода на регион Персидского залива, Африки, Европы, а также Центральноазиатский регион.

Страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, но богатые ресурсами, всегда стремились получить доступ к региональным рынкам, включая Пакистан, Китай, Индию и страны Западной Азии. В этом отношении КПЭК может стать стратегической возможностью для Туркменистана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана транспортировать свои товары и сделать их более конкурентоспособными на региональных и глобальных рынках. Пакистан также желает получить доступ к богатым ресурсам Центральной Азии через Афганистан для удовлетворения своих энергетических потребностей, а также для транспортировки товаров в Центральную Азию.

С середины 1990-х Китай играет ключевую роль в инфраструктурных инвестициях и строительстве в Центральной Азии. Китайские государственные компании построили автодороги, железные дороги, мосты и телекоммуникационные системы в Таджикистане, Киргизии и Узбекистане. Экономическая стратегия Китая в Южной и Центральной Азии основывается на предположении, что создание экономического процветания в регионе поможет смягчить угрозу, создаваемую местными радикальными группировками. КПЭК будет естественным продолжением этой стратегии. Кроме того, связывая страны Центральной Азии с КПЭК, Китай намерен развивать новые рынки со значительным потенциалом роста в регионе и развивать хорошие отношения с соседними странами.

В этом контексте несколько стран Центральной Азии приветствовали реализацию проекта КПЭК. В марте 2016 года президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов обсудил КПЭК с пакистанским лидером Шарифом, подчеркнув роль проекта в содействии прогрессу и процветанию. Энтузиазм Бердымухамедова не удивителен, так как его стране разрешено использовать жемчужину КПЭК - недавно модернизированный глубоководный порт Гвадар в Пакистане, дающей Туркменистану доступ в Индийский океан.

Таджикистан также хочет получить доступ к порту Гвадар, поскольку он станет развязкой, соединяющей центрально-азиатское государство, не имеющее выхода к морю, с остальным миром. Однако в настоящее время между Душанбе и Исламабадом нет существенных связей, будь то дороги или железные дороги. Таджикистан может обеспечить дорогу, соединяющую Пакистан с другими странами Центральной Азии через таджикистанскую провинцию Мургаб. Но для этого потребуется строительство новой автомагистрали из-за высокогорного местоположения Таджикистана. В 2015 году президент Таджикистана Эмомали Рахмон и Наваз Шариф утвердили три новых проекта автострады, которые свяжут их страны и будут входить в более широкую систему КПЭК.

Заместитель премьер-министра Узбекистана Улугбек Розукулов выразил поддержку проекту во время своего официального визита в Исламабад в декабре 2016 года. Участие богатого энергоресурсами Узбекистана в проекте КПЭК предоставляет потенциал для удвоения производства энергии в Пакистане в течение следующих шести лет, обеспечивая страну постоянным доступом к электроэнергии.

Казахстан также, по-видимому, готов начать совместные проекты в рамках КПЭК. В 2015 году премьер-министр Казахстана Карим Масимов подчеркнул важность проекта для Казахстана и Центральноазиатского региона.

Несмотря на то, что КПЭК сулит много преимуществ для будущего экономического роста вовлеченных стран, угрозы региональной безопасности остаются серьезной проблемой для Китая и стран Центральной Азии. Главным камнем преткновения в углублении многосторонних отношений между Центральной Азией, Китаем и Пакистаном является ухудшающаяся ситуация в Афганистане. Обмен товарами и энергоресурсами между Центральной Азией и Пакистаном в значительной степени зависит от процесса нормализации в Афганистане, поскольку кратчайший маршрут для стран Центральной Азии, который должен соединиться с портом Гвадар в Пакистане, потребует пересечения афганской территории. Более того, тот факт, что значительная часть инвестиций в инфраструктуру КПЭК будет вкладываться в самые небезопасные, в том числе и в политическом плане  провинции Пакистана - Хайбер-Пахтунхва и Белуджистан, где расположен порт Гвадар, - предполагает больше потенциальных убытков для партнеров из Центральной Азии.

18750 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября