Убийство людей по национальному признаку нельзя оправдать ничем, но еще более страшно, когда в ходе этнических чисток люди гибнут только потому, что они этинически близки к тем, которых убийцы считают виновниками своих бед. События в 1918 года на территории всего Азербайджана историки называют этническими чистками, говоря о том, что тогдашние погромы были составной частью масштабных планов националистов, стремящихся к максимальному уменьшению численности мусульманского населения во всех азербайджанских регионах. Однако остается не до конца понятным, почему армянские погромы 1915 года в Османской Турции стали основанием для этнических чисток азербайджанцев в 1918 году. Как акт осуждения политики вражды, как пример того, к чему может привести чувство мести, а также для раскрытия объективных фактов "Вестник Кавказа" публикует материалы о мартовских событиях 1918 года с предысторией.
10 апреля 1840 г. российское правительство издало Закон об административной реформе в Закавказье, который 1 января 1841 г. вступил в силу. Согласно этому закону в Закавказье ликвидировалось комендантское управление, а вместо него вводилась общероссийская система администрации. Большая часть Азербайджана вошла во вновь образованную Каспийскую область (Бакинский, Дербентский, Кубинский, Ленкоранский, Нухинский, Шемахинский, Шушинский уезды), другая, меньшая часть в Грузино-Имеретинскую губернию (Елисаветпольский, Балакенский и Нахичеванский уезды). Таким образом, Кубинская провинция стала Кубинским уездом, а с 1843 г. Куба превратился в уездный город. Согласно этому же закону вместо упраздненных старых учреждений вводились новые - губернские, уездные и участковые, ликвидировались магалы и вместе с ними должности магальных наибов.
При этом повсеместно из административного аппарата изгонялись чиновники - азербайджанцы, вместо которых назначались русские чиновники. В проекте сенатора Гана и в других документах высказывалась мысль, что надежной опорой российского самодержавия в крае может быть лишь “природное русское дворянство”, которое необходимо здесь насадить. Но для этого нужны были земли и было принято решение ликвидировать в мусульманских провинциях Закавказского края титульное землевладение. Если до реформы участие в антиправительственных выступлениях принимала лишь небольшая часть беков и агаларов, то теперь, лишенные своих должностей, лишенные или могущие лишиться своих земель и крестьян, а, следовательно, и доходов, они в массе своей перешли во враждебную оппозицию властям, зачастую создавая вооруженные отряды, нападавшие не только на отдельных чиновников и офицеров, но и на небольшие отряды царских войск.
Квалифицировалось все это как “разбои и грабежи”, однако тот размах, который получило это движение, особенно с середины 1842 г., заставил правительство Николая I пересмотреть принятое ранее решение и приостановить дальнейшее проведение в жизнь реформы Гана. (89) Административно-судебная реформа начала 40-ых гг. XIX в., упразднение комендантского управления и остатков старых ханских порядков хотя в целом и способствовали окончательной ликвидации феодальной раздробленности и экономического развития страны, одновременно усиливали колониальный гнет царского самодержавия. Изданный в 1841 г. закон "О подымном налоге", ликвидирующий старую податную систему, который вводился в действие в уездах Азербайджана в течение более 10 лет, усиливал процесс разложения натурального хозяйства и развития товарно-денежных отношений.
Однако введение денежной повинности, взимаемой даже с рандж-баров и аскеров, ранее освобожденных от всяких налогов деньгами и другие правительственные меры тяжело отражались на положении крестьян, которые часто выступали против властей, отказываясь выплачивать налоги и отбывать повинности в пользу казны. В 1844 г. был убит кентхуда села Крыз Кубинского уезда, известный своей жестокостью и притеснениями крестьян. Обвиненные в его убийстве двое крестьян были приговорены к ссылке, но жители селения единодушно встали на их защиту и потребовали освобождения подсудимых. Царские чиновники были вынуждены приостановить приведение приговора в исполнение. В 1845 г. группа крестьян Кубинского уезда перестала подчиняться помещику Мамед Юсуф-беку, отказалась платить ему подати и отбывать повинности. Из жалобы бека уездному начальнику становилось ясно, что крестьяне уже 8 лет как не хотят признавать его.
В 1846 г. крестьяне села Рустов Кубинского уезда восстали против своего правителя, который прислал в селение вооруженный отряд и подавил восстание. Крестьянские волнения в это время происходили и в других уездах. (90) Нарастанию крестьянского движения нередко способствовали и сами местные феодалы – беки, агалары, недовольные политикой русских властей, поставивших под сомнение их владельческие права. Положение в азербайджанских уездах в этот период было настолько напряженным, что вновь встал вопрос о создании на Кавказе надежной социальной опоры в лице местной знати. Перед необходимостью изменить курс, царское правительство учредило в 1844 г. на Кавказе наместничество, утвердив тем самым колониальный метод управления краем.
Вся полнота гражданской и военной власти была сосредоточена в руках наместника, который подчинялся непосредственно императору. Первым наместником был назначен князь М.С.Воронцов, при котором были внесены изменения в реформу 1840 г. В 1846 г. было введено новое административное деление Закавказья на губернии – Тифлисскую, Кутаисскую, Шемахинскую и Дербентскую. Управляли ими военные губернаторы. Большая часть территории Азербайджана вошла в состав Шемахинской губернии. Кубинский же уезд был включен в Дербентскую губернию. Позднее, в 1850 г. была образована Эриванская губерния, куда была включена и часть азербайджанских земель. После сильного землетрясения 30 мая 1859 г., разрушившего Шемаху, центром губернии сделался Баку, Шемахинская губерния стала называться Бакинской. С 5 мая 1860 г. Кубинский уезд был включен в состав Бакинской губернии.
В декабре 1846 г. был издан Рескрипт Николая I о правах беков и агаларов, которые утверждались в потомственном владении всеми теми землями, которыми они обладали ко времени присоединения Азербайджана к России, и даже условные владения – тиюли, превращались в наследственную собственность. В декабре же 1847 г. были изданы так называемые "Поселянские положения", которые, сохраняя многочисленные повинности, одновременно оставляли и укрепляли личную зависимость крестьян от помещиков. Было узаконено также право беков служить в царской армии и учреждениях в качестве офицеров и чиновников. Вторая половина XIX в., ознаменовавшись для Российской империи вхождением в новый–капиталистический период своего исторического развития, стала знаменательной также и для экономической и социальной жизни ее окраин, в том числе азербайджанских губерний и уездов, которые все более втягивались в общероссийское торговое обращение.
Постепенно некоторые отрасли народного хозяйства Азербайджана стали производить продукцию для рынка, и в первую очередь для российского. Рост вывоза нефти, шелка, сельскохозяйственной и другой продукции способствовал усилению торговых связей с центральными губерниями России, увеличивались обороты торговли, видоизменялись формы товарного обмена. Происходящие процессы благотворно сказывались и на экономическом развитии Кубинского уезда. Так, в середине XIX в. общий объем российского импорта в Кубу доходил до 80 тыс. руб., а ежегодный оборот торговли города простирался до 500 тыс. рублей, что являлось по тем временам достаточно крупным показателем. Важной вывозной статьей города являлись ковры, основная часть которых поступала в город из уезда и отсюда отправлялась на ближние и дальние рынки, в том числе и за границу. Одними из главных торговых партнеров Кубы являлись Россия, Иран, Дагестан, а также Баку. Большую роль в экономике города играла торговля фруктами и плодами, которые вывозились на рынки Закавказья, Северного Кавказа и России. Широкое распространение получило в это время производство марены, из которой вырабатывали красители для русской текстильной промышленности, а также производство шелка-сырья, табака, кожевенных товаров, вывозимые в основном в города Поволжья.(91)
Расширение производства и торговли способствовало росту самого города Кубы, в котором были созданы несколько кирпичных заводов, 2 табачные фабрики, имелись многочисленные ремесленные мастерские, развивалась и внутригородская торговля: если в 1832 г. в Кубе насчитывалось 155 лавок, то в 1893 г. – уже 1109. Основная часть торговых заведений размещалась в центральной части Кубы – на Главной улице, Бульварной, Базарной, Комендантской и др. Средоточием городской торговли являлась Базарная площадь. В этот период в гор. Кубе, и в наиболее крупных селах уезда функционировали и такие ремесла и промыслы, как шапочное, обувное, швейное, красильное, аробное, кожевенное, известковое, оружейное, кузнечное и др. Значительная часть из этих ремесел уже выходила из традиционных форм ремесла.(92) Таким образом, с ростом капитализма в Российской империи появлялись зачатки капиталистических отношений и в национальных окраинах.
Однако господство патриархально-феодальных отношений и колонизаторская политика царского правительства отражались как на социально-экономической жизни Азербайджана в целом, так и на жизни отдельных его городов и уездов. Так, Манифест об отмене крепостного права, подписанный Александром II 19 февраля 1861 г., не коснулся окраин и крепостное право в Закавказье было ликвидировано намного позже, чем в России. Даже изданное 14 мая 1870 г. "Положение о земельном устройстве государственных поселян, водворенных на землях лиц высшего мусульманского сословия, а равно и меликов из армян в губерниях закавказских: Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской и части Тифлисской", которое считалось основным законодательным актом крестьянской реформы в Закавказье и провозглашало отмену личной зависимости крестьян от беков, не коснулась Кубинского уезда и Закатальского округа.
В Кубе она была осуществлена лишь в 1880 г., а в Закаталах – 1913 г. Судебная и городская реформы, проведенные в конце 1860-х годов царским правительством, также были в намного урезанном виде, чем в центральных губерниях России, в связи с "разноплеменностью и неразвитостью" населения. (93) В отношении "разноплеменного и неразвитого" населения у царского правительства также было свое видение. Еще в начале 30-х гг. сенаторы П. И. Кутайсов и Е.И.Мечников, посетив ряд закавказских областей и городов, представили правительству "Предложения об устройстве Закавказского края", в которых с целью "сделать край сей полезным для России" предлагалось связать его "с Россией гражданскими и политическими узами в единое тело и заставить жителей тамошних говорить, мыслить и чувствовать по-русски". Не ограничиваясь лишь "гражданскими и политическими" узами, "Предложения" включали в себя также идею "озарения жителей края лучом православной веры и водворения животворящего креста на развалинах исламизма". (94) Для решения этой задачи и была призвана переселенческая политика царизма, которая начала осуществляться уже в начале 1830-х годов.
Принятый царским правительством Закон от 20 октября 1830 г. положил начало заселению территории Закавказья раскольниками и сектантами и прекратил их переселение в Новороссийский край. Первым русским поселением в Закавказье стало село Вель Ленкоранского уезда Бакинской губернии, которое возникло в 1834 г. "Одной из действительнейших мер упрочения русского могущества на закавказской разноплеменной и разноверной окраине, – говорилось во "всеподданнейшей записке главноначальствующего, - является усиление состава здешнего населения благонадежным русским элементом. Задача эта сознавалась нашим правительством с давнего времени, и в этих видах в 1830-1850-х гг. направлялись сюда для поселения значительные партии русских сектантов".(95) По данным на 1 января 1849 г. всего в Закавказье уже числилось 3 259 семей русских переселенцев в количестве 19 341 души обоего пол. По губерниям число русских поселений распределялось следующим образом: Шемахинская (с 1859 г. Бакинская) губерния – 19 деревень, Тифлисская – 2, Елисаветпольская – 7, Эриванская – 6. (96) Как следует из приведенного источника, наибольшее количество русских переселенцев в Закавказье было сосредоточено на азербайджанских территориях, в основном в пределах Бакинской губернии и это положение сохранилось все последующие периоды. Одновременно с заселением Закавказья ссыльными сектантами и раскольниками, начался процесс создания постоянных штаб-квартир и хозяйств при них на этих землях с организацией военных подразделений из семейных солдат, что имело уже военно-стратегическое значение. Появились хутора, поля, пастбища при штаб-квартирах, нижние чины обзавелись семьями и хозяйствами.
Одними из первых были образованы русско-православные села при штаб-квартире в Кубинском уезде – Кусары, немного позже – Зурабовка. Первостепенное значение правительством придавалось воспитанию новых переселенцев в духе преданности православной церкви, в связи с чем, с основанием в 1836 г. в урочище Кусарах штаб-квартиры 84-го пехотного Ширванского полка был, одновременно, основан и Кусарский приход.(97) Однако очень скоро процесс крестьянской колонизации путем создания штаб-квартир и высылки сектантов вышел из-под контроля властей и началось самовольное переселение крестьян, которые массами из внутренних губерний России устремились в Закавказье, особенно в Азербайджан, в поисках свободных земель. Самовольное переселение крестьян хотя и каралось уголовным наказанием, не было регламентировано и узаконено правительственными актами, однако, находясь "в введении чинов местной администрации", находило свое решение.(98) После известных крестьянских реформ 1860-70-х годов водво-рение русских крестьян в Закавказье было фактически прекращено, что мотивировалось "вредным влиянием сектантов на других, добровольно переселившихся из внутренних губерний раскольников... и недостатком свободной казенной земли".(99)
Представляют интерес обе мотивации, приведшие к ограничению переселенческого процесса который, несмотря на запреты вовсе не прекратился, о чем говорит образование русских сел в Кубинском уезде в начале 1890-х годов и, вплоть до 1916 г. Как следует из письма МВД министру земледелия и государственных имуществ, сектанты не оправдали надежды русского правительства и не только не "продвинули русское дело" в этом крае, а напротив, своим "отрицательным отношением к существующему государственному строю", будучи "элементом неблагонадежным, противогосударственным", они оказывали "деморализующее влияние на... туземное население, не проникшееся еще в достаточной мере духом русской гражданственности". В этом письме русские сектанты обвинялись в подрыве у местного населения "должного уважения к началам русской государственности" и тем самым создавали угрозу "внесения новых серьезных осложнений в дело управления краем". (100) Чем могли русские жители, недавно поселившиеся на землях "туземного населения", не успевшие еще достаточно обжиться в этих краях и приобщиться к местному обществу, подрывать в нем "должное уважение" к русской государственности? Наверняка, не своим отрицательным отношением к "существующему государственному строю", неизвестно в чем проявляющееся. Хотя, одна из причин, побудившая правительство прекратить высылку русских крестьян, которая упоминалась в письме – "недостаток свободной казенной земли" – казалась в этом случае более веским аргументом. Известно, что изначально переселенцы должны были размещаться на казенных землях, то есть, в основном, на владениях бывших ханов и беков, по разным причинам отошедших государству. Кроме того, правительство сочло необходимым к категории земель, предназначенных для водворения русских переселенцев, отнести и те земли, которые находились в пользовании селений, и были признаны им как "земельные излишки". Затем были обнаружены значительные площади малоисследованных земель и т.д.
Однако в действительности дело заканчивалось обычным переселением того самого "туземного населения" из родных земель и размещением здесь новых поселенцев.
90. История Азербайджана, т.2. Баку, 1957, стр.238-239 91. См.: Фарзалибеков Ш.Ф. История Губы... с.216-218 (на азерб.яз.)
92. Мамедов Н.Р. История города Кубы..., с. 22
93. История Азербайджана.т.2, Баку, 1957, с. 262
94. Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20 - 60 гг. XIX в., ч.1. М.- Л., 1936., стр. 280
95. РГВИА, ф.400, Азиатская часть, оп. 261\911, д. 81\86, 1890, л. 10.
96. О русских переселенцах в Закавказском крае. Кавказ, 1850, 22 апреля, стр. 127-128; Багиров Ф.Э. Переселенческая политика царизма в Азербайжане. 1830-1914 гг., М., 2009, стр.19
97. См.: Багиров Ф.Э. Переселенческая политика... стр. 17
98. Государственный Исторический архив Грузии, ф.242, д. 508, л.132
99. Там же, ф.12, оп. 7, д.415, л.3-4
100. Там же, д.268, 1900, л.3-7