Группа сенаторов США представила проект многонациональной операции в Черном море для обеспечения свободы судоходства. Более того – потребовала от властей реализовать его. Происходит это на фоне угрожающих заявлений руководства Украины устроить еще один поход украинских плавсредств через Керченский пролив, но более подготовленный.
После некоторой разрядки, напряженность вокруг Керченского пролива опять стала нарастать. Об очередном походе украинских кораблей через пролив заявил не какой-нибудь депутат Верховной рады с пониженным чувством ответственности, а секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. Его заявление по времени фактически совпало с фразой главы МИД РФ Сергея Лаврова, о том, что российской стороне известны намерения президента Украины Петра Порошенко устроить перед Новым годом провокацию в российском направлении. Теперь подоспел проект американских сенаторов.
В их документе содержится призыв к президенту США Дональду Трампу организовать и возглавить многонациональную операцию по обеспечению свободного судоходства в черноморской акватории, дав заодно отпор повышенным притязаниям Москвы. Попутно сенаторы призвали европейских партнеров Вашингтона бойкотировать российский военный флот – закрывать для него свои порты, отказывать в дозаправке, пополнении провианта и воды. Что же касается самой Украины, то тут совсем уж просто – предоставить всю необходимую помощь для повышения безопасности и усиления военно-морского потенциала. Проект сенаторов плотно перекликается с недавним заявлением спецпредставителя США по Украине Курта Волкера о необходимости усиления присутствия Вашингтона в Черном море. Ответ МИД РФ о том, что подобный сценарий далек от миротворческого характера и лишь способствует эскалации напряженности, американская сторона, похоже, не услышала.
Напомним, что происходящему предшествовал морской инцидент 25 ноября, когда три военных корабля Украины вошли во временно закрытую акваторию и двинулись из Черного моря к Керченскому проливу, нарушив тем самым морскую границу России. Отказавшись подчиниться, они спровоцировали российскую сторону на применение силы и были задержаны. Троим раненым украинским морякам была оказана врачебная помощь. Российская сторона возбудила уголовное дело по факту нарушения государственной границы.
Это далеко не единственный инцидент за последний период. По мнению специалистов, стабильность на море расшатывать начала именно Украина, в марте нынешнего года задержав российское рыболовецкое судно "Норд" в 15 морских милях от границы, так что даже формального повода для подобных действий у украинцев не было. Спустя неделю российская сторона ответила задержанием в своих (!) водах украинских рыбаков. Только в октябре стороны сумели договориться и произвести обмен. Но инциденты не прекратились. Так уже в начале ноября в порту Мариуполя был задержан российский корабль, направлявшийся в Бельгию. А еще раньше два украинских поисковых судна прошли через Керченский пролив, не согласовав маршрут с российскими службами.
Вот на таком непростом фоне появился проект группы сенаторов США, направленный с одной стороны на поощрение действий Украины, а с другой - носящий предупредительный характер для России. Политолог, заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета Александр Гущин, не исключая полностью вероятных стычек на море, считает, что документ сенаторов все-таки больше "зондаж Запада и сигнал поддержания общего напряжения". "Не факт, что они направят массово корабли, но в качестве наблюдателя корабль НАТО вполне может появиться. На прямое столкновение они, скорее всего, не пойдут. Не надо забывать и о внутренней ситуации в Украине – предвыборный аспект. Там заканчивается срок введенного военного положения, и стоит вопрос, что делать дальше", - заявил "Вестнику Кавказа" Александр Гущин.
Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин, комментируя положение, заявил "Вестнику Кавказа", что "проход военных кораблей Украины через Керченский пролив запретить никто не может при условии соблюдения их экипажами международных и российских правил мореплавания". "Во-первых, они должны получить разрешение у российских пограничников на вход в российские территориальные воды, заявить о цели вхождения. Во-вторых, приблизившись к Керченскому проливу, встать в очередь на проход. Там достаточно много судов, которые направляются в Бердянск, Мариуполь, Таганрог, Ростов-на-Дону и существует очередь на проход, т.к. все одновременно через Керченско-Еникальский канал пройти не смогут. В-третьих, они должны подать заявку на проход капитану Керченского порта. Он предоставит им лоцмана, который прибудет на украинский корабль вместе с представителем погранслужбы, и под их контролем украинские корабли смогут пройти Керченский пролив. Иначе никак. В первый раз, когда украинские суда – буксир и штабной корабль, проходили через пролив, они действовали именно так, хотя СМИ Украины писали, что "они форсировали Керченский пролив, несмотря на преграды русских пограничников". Это иначе как брехней не назвать". – рассказал Виктор Литовкин.
По словам эксперта, если на украинских кораблях будут наблюдатели ОБСЕ или представители стран НАТО, что мало вероятно, то никто им препятствовать не будет. Украинский корабль - территория Украины. Они могут посадить на них в качестве пассажиров кого угодно. "Военный корабль третьей страны через Керченский пролив могут не пустить. Это наши территориальные воды, хочет это кто-то признать или нет, но по факту это так, и российские моряки будут защищать свою территорию, как того требует устав", - заявил "Вестнику Кавказа" Литовкин.