Вестник Кавказа

Революция в Армении: просматривается линия разлома между Россией и США

Михаил Беляев

Развитие ситуации в Армении в последние дни приобретает все более тревожные для российских интересов в регионе оттенки. Бывший президент и премьер-министр Серж Саргсян, до недавних пор пользовавшийся безоговорочной поддержкой Москвы, был вынужден уйти в отставку под давлением улицы.

Примечательно, что реакция российских властей до и после отставки Саргсяна была крайне сдержанной, если не позитивной, по отношению к действиям армянского протестного движения. На официальном уровне постоянно подчеркивалось, что происходящее является исключительно внутренним делом Армении. В Кремле не могли не осознавать того факта, что Серж Саргсян в последние годы утратил остатки легитимности, и потому решили не вступаться за "политический труп", настраивая тем самым все армянское общество против России. План заключался в том, чтобы подождать, пока ситуация несколько успокоится, и провести нового кандидата. В союзной стране, где российские позиции традиционно прочны, особого труда это составить не должно было.

Но отделаться "малой кровью", допустив отставку Саргсяна для удовлетворения запроса масс на смену лидера, сохранив при этом монопольное положение правящей Республиканской партии Армении (РПА), которую возглавил бы бывший "газпромовец" Карен Карапетян, сегодня явно не удается. Никол Пашинян, окрыленный разгромом своего главного политического оппонента Сержа Саргсяна и первичным успехом протестного движения, твердо намерен развить революцию и лично возглавить армянское правительство, попутно разнеся в пух и прах республиканцев. Ставка РПА на то, что после 24 апреля, когда страна проводила массовые мероприятия по случаю событий 1915 года, можно будет добиться некоторого единения в обществе и успокоить широкие массы, не оправдалась. Направленная на "объединение общества" речь президента Армена Саркисяна, попытавшегося примерить на себя роль надпартийного народного политика, не возымела действия, ведь ни для кого не секрет, что армянский президент – ставленник отправленного в отставку Сержа Саргсяна. Еще совсем недавно Армен Саркисян пел политические дифирамбы своему шефу, и этого никто не забывает. Единственным политиком в РПА, который мог бы составить конкуренцию Николу Пашиняну, является исполняющий обязанности премьер-министра Карен Карапетян – молодой, харизматичный управленец, "луч света в темном царстве" прогнившей структуры РПА.

Можно не сомневаться, что еще три недели назад согласованная передача власти от Сержа Саргсяна Карену Карапетяну при грамотной информационной подаче стала бы успешным политическим ходом. РПА смогла бы сохранить власть, а Москва быть уверенной в том, что Арменией по-прежнему управляют "свои люди". Сегодня такой уверенности более не может быть – не следует забывать, что Пашинян, несмотря на миролюбивые речи в адрес России, остается сторонником выхода Армении из Евразийского экономического союза и состоит в политическом блоке под символическим названием "Выход". 

В условиях неутихающих протестов и огромной популярности радикально настроенного против любых компромиссов с РПА Никола Пашиняна шансы Карена Карапетяна стать следующим главой правительства минимальны. Вся властная конструкция, оказавшаяся под колоссальным давлением жестких ультиматумов почувствовавшего реальную власть Пашиняна, сегодня разваливается, как карточный домик. Олигарх Гагик Царукян и его партия "Процветающая Армения" поддержали протестное движение. АРДФ, коалиционный партнер РПА, 25 апреля также перешла на сторону протестующих. Сейчас на армянской улице действует логика "кто не с нами, тот против нас", и напуганные таким развитием событий партнеры РПА спешат откреститься от республиканцев, ведь, в конце концов, всем надо думать о завтрашнем дне. Наконец, Пашинян заявляет, что перейти на его сторону готовы и некоторые члены РПА. Возможно, политик блефует, но вероятность того, что некоторые депутаты от партии власти отвернутся от нее в условиях кризиса, довольно высока. Очевидно, именно по этой причине Серж Саргсян, оставаясь главой партии, в срочном порядке созывает свою фракцию, о чем он сообщил в отдельном заявлении. Можно ли сохранить партийную дисциплину на тонущем корабле РПА – вопрос открытый. 

Сам Никол Пашинян, очевидно, еще не заручившийся поддержкой большинства в парламенте, действует с двух направлений: с одной стороны, он подогревает улицу и напрочь исключает даже саму возможность выдвижения РПА своего кандидата в премьер-министры. Демократическим подходом это назвать сложно, как и его странное заявление о том, что имя "народного избранника" должна проскандировать толпа на митинге. С другой стороны, Пашинян работает с отдельными депутатами от РПА, чтобы обеспечить себе парламентское большинство. Фактически нынешняя тактика Никола Пашиняна нацелена на то, чтобы напуганный размахом протеста парламент выбрал его премьер-министром под давлением уличного движения.

Между тем, 25 апреля российские дипломаты встретились с лидерами оппозиции. "Российская сторона призвала организаторов оппозиционных митингов и шествий к конструктивному диалогу с действующими властями и другими политическими силами", - говорится в заявлении российского посольства в Ереване. Сложившаяся ситуация должна быть разрешена исключительно в рамках конституционного поля и в интересах всех граждан Армении, подчеркнули российские дипломаты. То есть, Россия призвала Пашиняна к конструктивности, фактически упрекая его в обратном, а также к возвращению в конституционное поле, что подразумевает возможность РПА выдвинуть собственного кандидата в премьеры. 

Резко контрастирует с российским заявлением пресс-релиз посольства США, в котором американцы взяли сторону Пашиняна, заодно обвинив правительство в переписывании слов американского посла. "Аппарат исполняющего обязанности премьер-министра и посольство США с сожалением отмечают, что в представленном сегодня аппаратом правительства пресс-релизе слова, приписанные послу Миллзу, являются неверным переводом комментариев посла и позиции правительства США. Как ранее отметило посольство США, право народа Армении на мирные собрания и свободное выражение мнений гарантируется Конституцией РА. Мы убеждены, что эти права должны в полной мере уважаться и формирование нового правительства должно быть результатом добросовестных переговоров".

Ранее в распространенном правительством Армении сообщении был приведен следующий перевод слов посла США: "Я понимаю, что эти демонстрации, акции гражданского неповиновения являются нарушением закона, и правительство обязано по возможности хорошо обеспечить общественный порядок и безопасность. Я уверен, что путь демократии или укрепления демократии не в избрании кандидата в премьер-министры на улице – во время митинга".

Как видно, тональность заявлений России и США сегодня явно различается. Если российская сторона призывает оппозицию к конструктивности в диалоге с властями и возвращении в конституционное поле, то США делают акцент исключительно на праве народа на мирные собрания и свободное выражение мнений. Таким образом, наметилась довольно четкая линия разлома в позициях России и США относительно происходящего в Армении. Углубится ли она, зависит, не в последнюю очередь от того, какую политическую линию будет гнуть сам Никол Пашинян. Однако уже сейчас становится очевидным, что полное и насильственное отстранение РПА от власти и демонтаж существующей системы в Армении означает также и существенное снижение влияния России в этой стране. В такой ситуации Москве следует срочно продумать новые и эффективные рычаги влияния на ход событий в Армении.

482835 просмотров