После отставки премьера Тиграна Саркисяна в Ереване ищут ее причины. Приняв отставку главы Кабмина, президент Серж Саргсян не указав мотивацию своего решения, назвал его созревшим и глубоко осознанным. В СМИ муссируется с десяток возможный кандидатур на пост премьера, главной из которых “кулуары” называют спикера парламента, зампреда РПА Овика Абрамяна.
Называются несколько причин отставки премьера, среди которых превалируют две. Первая - Саркисян был отправлен в отставку в угоду Москве, которой он якобы был неугоден в силу своего прозападничества. Вторая – уход Саркисяна почти совпал по времени с отставками правительств Киргизии и Казахстана, что также считают частью некоего общего процесса, управляемого из Кремля. Обе версии не имеют ничего общего с реальностью и являются априори сумасбродными.
Что же касается предполагаемого преемника Саркисяна, то ожидать революционных изменений в политике и экономике Армении не приходится. Учитывая заявление президента Саргсяна о том, что в новом кабинете появятся новые фигуры, определенные изменения в методах работы правительства, конечно, будут. Однако, учитывая, что должность премьера в Армении техническая, особого значения фигуре нового премьера придавать не стоит. В Ереване решения принимаются в одном кабинете одним человеком с участием в лучшем случае еще двух-трех соратников. Поэтому преемственность существующего курса, диктуемого интересами олигополий, сохранится. Ожидать решения главной проблемы армянской экономики заключающейся в единстве политики и крупного бизнеса не приходится.
Однако именно отделение бизнеса от политики остается главной проблемой, препятствующей развитию армянской экономики. Учитывая, что подобная цель перед новым премьером в интересах все той же олигархии поставлена не будет, скорее всего, его неминуемо постигнет участь Тиграна Саркисяна. Между тем, находящаяся в стагнации экономика давно диктует необходимость появления самостоятельного премьера-экономиста, способного действовать не под диктовку. Учитывая, что в правящей партии, из которой выйдет новый премьер, нет ни одного такого человека, без серьезных системных изменений ожидать чуда не приходиться. Новый глава Кабмина неминуемо будет обслуживать интересы правящей политической силы.
По мнению главы Союза товаропроизводителей Армении Вазгена Сафаряна, в Армении должно быть сформировано правительство не по принципу партийной принадлежности, а состоящее из технарей-профессионалов, как это было сделано в России. Исполнительный директор Союза работодателей Армении Гагик Макарян, оценивая работу предыдущего Кабмина, отметил что поставить “отлично” можно лишь одному-двум министрам. Работу всех остальных, включая премьера, экономист оценил как неудовлетворительную. Макарян убежден, что кандидатуру нового премьера следует выбирать, руководствуясь исключительно его практическим, техническим багажом, умением их применять, а не владением вороха теорий по примеру Саркисяна.
Но рецепт оздоровления экономики один – отказ от налогового пресса в отношении малого и среднего бизнеса и населения и наполнение госбюджета “теневыми” доходами олигархии. Раньше этого по понятным всем причинам не делалось, что и привело экономику и население Армении в кризисное состояние. Однако очевидно, что средства, необходимые для наполнения госбюджета, можно получить не заставляя население выплачивать дополнительные пенсионные отчисления, и снижая его и без того низкую покупательную способность, а выведя олигархов из тени и тем самым фактически ликвидировав монополии.
Бывший премьер всеми силами обходил монополии, избегая кардинальных перемен, наполняя увеличившийся в 2013 году на 101 млрд драмов госбюджет акцизами и другими косвенными налогами. Об эффективности его экономической политики можно судить по избирательности с которой Кабмин “развивал” многострадальный, параллельно удушаемый налогами МСБ, предоставляя льготные кредиты, отсрочки от НДС лишь избранным “своим” субъектам и окончательно добивая “чужих”.