Шаткие отношения между Багдадом и Вашингтоном в очередной раз подвергаются проверке на прочность. Вашингтону придется проанализировать предложенное Тегераном строительство трубопровода из Ирана в Сирию через территорию Ирака.
Как пишет Oil Price в статье Iraq’s Latest Oil Plan Could Upset The Entire Middle East, Тегеран вновь обрел уверенность в себе после появления иранского министра иностранных дел Зарифа на саммите G7 в Биаррице. Официальные лица Ирана и Ирака заявили прессе, что обсуждают иранское предложение о строительстве нефтепровода. Багдад и Тегеран предлагают новые экспортные маршруты, выходящие за пределы стран Персидского залива.
На данный момент существует два варианта трубопроводной инфраструктуры: создание нового трубопровода протяженностью 1000 км, проходящего через Ирак в Сирию, или ремонт иранского участка трубопровода Киркук-Банияс протяженностью 800 км. Планируется, что пропускная способность нового трубопровода будет составлять 1,25 млн баррелей нефти в сутки. Строительство нефтепровода займет около двух лет. Тегеран будет рассчитывать на поддержку тех европейских партнеров, которые пытаются сохранить СВПД. Аналитики ожидают, что Вашингтон при поддержке Великобритании, Австралии и некоторыми арабскими государствами, попытается заблокировать и полностью предотвратить строительство ирано-иракского/сирийского трубопровода.
Вероятно, администрация Трампа окажет максимальное давление на Багдад с целью пересмотра сделки. Ираку приходится лавировать между различными политическими группами, оказывающими давление, ополченцами, поддерживаемыми Ираном, курдскими политиками и своими соседями. В то же время страна не хочет оказаться жертвой ирано-американской конфронтации, поскольку основным маршрутом экспорта нефти по-прежнему остается Ормузский пролив. Сумев сохранить баланс интересов, Багдад смог не только увеличить добычу нефти и газа, но и заинтересовать рынки в своей продукции.
Отношение к растущим объемам нефти скептическое, поскольку не всегда понятно, иракская ли это нефть на 100% или она смешана с иранскими сортами. Европейские и азиатские клиенты по-прежнему проявляют большой интерес к закупкам, но официальное участие Ирана в транспортировке нефти может вызвать их негативную реакцию. Санкции США в отношении иракских операторов или государственных предприятий наверняка помешают им заключать сделки с ЕС или Азией.
В то же время сирийский маршрут, о котором говорят Багдад и Тегеран, также вызовет ряд очевидных политических проблем. Однако Сирия - не только потенциальный рынок, но и короткий маршрут для экспорта иракской нефти и газа на европейские рынки. Багдад наверняка получит полную поддержку Ирана по осуществлению этой инициативы, даже если отношения с США окажутся в тупике. По мнению экспертов, иракский подход не соответствует интересам других арабских стран, чувствующих себя обойденными Багдадом.
Багдад в настоящее время переживает внутренние волнения, экономический кризис и сталкивается с растущим внешним вмешательством. Иранские базы КСИР, расположенные в стране, атакуются Израилем и другими неизвестными противниками. Пороховая бочка взорвется, если США будут руководствоваться грубым политическим подходом. Санкции или угрозы вряд ли приведут к желаемому результату. Арабское вмешательство также усиливается, поскольку ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет пытаются смягчить влияние Ирана, начиная экономические и военные дискуссии, ориентированные на будущее.
Ирак тем временем может рассмотреть и другие варианты своего экспорта, например, расширение объемов иракско-иорданского газопровода. Никакой арабской, западной или даже израильской оппозиции в данном случае возникнуть не должно.