Директор Европейской программы и старший научный сотрудник немецкого Фонда Маршалла Ян Техау рассказал о недавней эскалации конфликта между США и Ираном в интервью Deutschlandfunk.
Техау отметил, что можно только догадываться, почему Трамп отменил свое решение о нанесении военных ударов по Ирану после того, как недавно был сбит американский беспилотник. Эксперт полагает, что одной из причин могло стать то, что он испугался эскалации или же был убежден своими советниками, что время для военных ударов еще не пришло. Также ходят слухи о секретных дипломатических усилиях, предпринятых в последнюю минуту между Вашингтоном и Тегераном в попытке предотвратить военную эскалацию. Несмотря на это, по мнению Техау, сейчас не следует подождать прояснения ситуации.
Немецкий политолог описывает нынешние обмены между Вашингтоном и Тегераном как «игру на убедительность». По его мнению, администрация Трампа столкнулась с довольно серьезной проблемой, потому что Вашингтон вышел из СВПД (ядерная сделка по Ирану) и оказала новое санкционное давление на Иран, одновременно пытаясь избежать военной эскалации. Техау сомневается, что президент Трамп сможет избежать этой дилеммы, в которую он себя загнал.
Поэтому Тегеран проверяет, насколько далеко он может пойти после того, как президент заявил, что не хочет войны с Ираном. Техау считает, что Вашингтон осознает недостаточность новых военных развертываний США в Персидском заливе в случае принятия решения об осуществлении серьезных актов военного возмездия. Тем не менее, он по-прежнему считает, что есть определенная возможность обострения ситуации. Если Тегеран зайдет слишком далеко, у тех, кто принимает решения в США, не будет другого выбора, кроме как нанести удар.
Когда его спросили о позиции других членов администрации в контексте разгоревшегося кризиса, эксперт ответил, что в кругах внутри правительства США существует напряженность. Это не является чем-то необычным, но, по его словам, эта напряженность по вопросу Ирана достигла довольно высокой степени. В то время как советник по национальной безопасности Болтон и госсекретарь Помпео часто играют с идеей смены режима, сам президент, похоже, искренне отказывается от идеи полномасштабной войны. Другие также более осторожны. Техау выделяет круги военного руководства, в частности, как силы, выступающие против идеи эскалации напряженности, имея слабые позиции.
Эксперт также заявляет, что существует конфликт между желанием Трампа быть воспринятым в качестве «крутого парня» и выполнением его предвыборных обещаний положить конец военному авантюризму. Он считает, что этот внутренний конфликт является искренним, а не целенаправленным поведением, направленным на то, чтобы запутать и напугать врага, как время от времени предполагали другие аналитики. Однако из-за этого трудно предсказать, блефует он или нет. По его мнению, Северная Корея заявила о блефе президента Трампа в начале его президентства и заставила США выглядеть слабыми. По словам Техау, Тегеран будет пытаться вести аналогичную игру.