В конце прошлого месяца Специальная следственная служба Армении предъявила бывшему президенту страны Роберту Кочаряну обвинение в свержении конституционного строя в рамках уголовного дела о разгоне акций протеста 1 марта 2008 года. Пока он находится под арестом, наблюдатели вспоминают, что еще натворил или мог натворить Кочарян в бытность президентом Армении, а ранее непризнанной "НКР". Одна из таких темных, покрытых тайных историй – убийство председателя Верховного Совета Артура Мкртчяна.
Эксперт фонда “Сивилитас” Татул Акопян в свой книге "Карабахский дневник: зеленое и черное", вышедшей в 2008 году, вспоминает, что 28 декабря 1991 года парламентские выборы в непризнанной "НКР" привели к власти партию "Дашнакцутюн", с которой у правящей тогда в Армении партии Армянское общенациональное движение (АОД) и первого президента Армении Леовна Тер-Петросяна были серьезные разногласия. По сути, до августа 1992 года в непризнанной "НКР" царило двоевластие – в президиум Верховного Совета в основном входили дашнаки, а исполнительную власть осуществляли те, кто сотрудничал с Ереваном, по словам Тер-Петросяна – "местная сеть АОД" (Роберт Кочарян, Серж Саркисян).
В начале января 1992 года на заседании "парламента НКР" председателем Верховного Совета был избран 32-летний кандидат исторических наук, отучившийся в аспирантуре Московского института краеведения и этнографии, Артур Мкртчян. Это стало для многих сюрпризом. Но Мкртчян пребывал в этой должности всего 97 дней – пуля, выпущенная ему в висок, положила конец как его политической карьере, так и всей жизни. По официальной версии, Мкртчян был убит своей женой на почве ревности.
В Ереване смерть Мкртчяна и расценили как "злостное убийство", "цель которого - ослабить вставший на путь национально-освободительной борьбы народ". И вскоре эксперты заговорили о том, что индивидуальный террор становится как в "НКР", так и в Армении методом решения проблем. Убийство Артура Мкртчяна так и не было раскрыто.
Говорили, что за расправой мог стоять Роберт Кочарян, который вскоре занял в пост руководителя Государственного комитета по обороне "НКР", а затем – президента. Оппоненты этой точки зрения утверждают, что в 1990-х реальная власть в "НКР" принадлежала отнюдь не Кочаряну, а командующему "Армией обороны" Самвелу Бабаяну, и президентство Кочаряна было лишь политической вывеской диктатуры. Возвышению генерала способствовала ведущая роль армии в непризнанной "НКР", и вскоре Бабаян начал принимать все более заметное участие в политической жизни как "НКР", так и Армении.
Во всяком случае, по свидетельству наблюдателей, Кочарян в Карабахе никогда не пользовался особой симпатией, и если даже не был марионеткой Бабаяна, то своими постами на оккупированных территориях обязан убийству Мкртчяна.