Международные товарные потоки изменились в результате торговой войны между США и Китаем. Бразилия воспользовалась возможностью удовлетворить спрос Китая на соевые бобы, а Австралия - на сжиженный природный газ. Как сообщает японское ежедневное издание "Нихон кэйдзай" в статье Trade war carves new paths for LNG and soybeans через год после первых тарифных ударов США и КНР продолжают переговоры о заключении соглашения и прекращении спора. Вчера Пекин заявил, что продолжит удерживать дополнительные пошлины на автомобили американского производства, чтобы создать благоприятную атмосферу для переговоров. Но изменения в способах закупки товаров могут продолжаться даже после улучшения двусторонних отношений.
”В отличие от промышленной продукции, которая нуждается в крупных производственных мощностях, например, автомобили и полупроводники, легко найти новых торговых партнеров для ресурсов”, - считает старший экономист из Токийского исследовательского института Sojitz Дайсуке Ямамото.
Признаки сдвига появились в прошлом году на экспортном предприятии по производству зерна на юге Бразилии, принадлежащем японскому торговому дому Marubeni. Осенью, когда основной экспорт завода обычно переключается с соевых бобов на кукурузу, произошел всплеск поставок сои в Китай, при этом общий объем экспорта урожая за сентябрь-декабрь вырос примерно на 150% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
”Запросы из Китая о поставках соевых бобах продолжали поступать даже зимой”, - заявил представитель Marubeni.
Летом прошлого года Китай - крупнейший в мире импортер сои с производительностью 90 млн тонн в год - ввел 25-процентные пошлины на американский урожай в ответ на тарифы Вашингтона в отношении китайских товаров. В результате импорт сои из США сократился почти вдвое в 2018 году до 16,64 млн тонн, в то время как импорт из Бразилии вырос примерно на 30% до 66 млн тонн.
Снижение спроса со стороны Китая, который закупал около 60% американского экспорта сои, побудил производителей США искать другие варианты. По состоянию на конец марта американский экспорт в Евросоюз за 12 месяцев до августа составил 6,74 млн тонн – это в два раза больше, чем в предыдущем году. Экспорт на рынки Азии и Океании, включая Таиланд, также вырос почти на 30% за год.
Тем не менее ожидается, что эти увеличения не покроют падение поставок в Китай. По предварительным оценкам, общий объем экспорта сои из США за год до августа снизится на 12% до 51,03 млн тонн, что приведет к отставанию страны от Бразилии, экспорт которой увеличится на 4% до 79,5 млн тонн.
Похожая картина сложилась и с экспортом энергии. По данным Управления энергетической информации США, объем экспорта СПГ из США в 2018 году вырос всего на 53%, составив около 22,76 млн тонн по сравнению с более чем трехкратным ростом в предыдущем году.
В декабре, через три месяца после того, как Пекин ввел 10-процентный тариф на СПГ из США, объем экспорта топлива из Америки в Китай упал на 80% в годовом исчислении до 80 000 тонн. Общий показатель экспорта СПГ снизился на 9% до 1,96 миллиона тонн в 2018 году после шестикратного роста годом ранее.
Объем производства СПГ в США все еще растет благодаря революции в добыче сланцевого газа, и нуждающийся в энергии Китай, который работает над тем, чтобы полностью отказаться от угля, - желанный покупатель. С учетом того, что к 2040 году объемы импорта топлива в Китай увеличатся в четыре раза, страна начинает наращивать торговые обмены с давними экспортерами газа, такими как Австралия, для удовлетворения спроса.
Для таких производителей спрос со стороны Китая становится спасательным кругом в то время, когда растущий экспорт Америки подрывает их долю на рынке. По данным Канберры, общий объем экспорта СПГ из Австралии в течение года до июня, как ожидается, вырастет на 23% до 75,6 млн тонн.
Китай также заключает контракты на стабильные долгосрочные поставки топлива. В прошлом году государственная PetroChina подписала 22-летнее соглашение о получении СПГ от ближневосточного поставщика Qatargas.
Торговые потоки были изменены американскими тарифами, введенными под давление президента Дональда Трампа. Национальная статистика показала, что импорт железа и стали в США упал на 11% до 30,57 млн тонн в 2018 году, при этом экспорт из Китая сократился на 14%, а экспорт из основного производителя, Южной Кореи, упал почти на 30%. Южная Корея получила освобождение от тарифов, но столкнулась с американскими квотами на импорт стали.
Стальная продукция, не попавшая в США, была отправлена в Азию. Южнокорейский горячекатаный стальной прокат, например, используемый для создания приборов, отправился в Индию. Объемы экспорта в Индию выросли на 10%, что позволило ограничить общее сокращение экспорта стали из Южной Корее примерно до 4%. Китайский экспорт стальной продукции в Японию с сентября также вырос в годовом исчислении.
Производители алюминия, включая Канаду и ряд стран Южной Америки, тоже развернулись в сторону Азии после повышения тарифов в США. Японский импорт алюминия из Канады и Аргентины вырос на 29% и 15% соответственно. Канадские поставщики продвигали свои товары, предлагая скидки.
По мере продолжения торговых переговоров появились признаки возможной оттепели между Вашингтоном и Пекином. Трамп согласился в феврале отложить крайний срок 1 марта для введения новых тарифов в отношении Китая.
Но даже в случае нормализации отношений, неясно, вернутся ли торговые потоки на круги своя. Увеличение поставок бразильской сои может привести к снижению цен, и в итоге Китай начнет закупать еще больше урожая из Южной Америки.
"Китайские покупатели вероятно, дважды подумают о заключении контракта на закупку американской сои, даже если улучшатся двусторонние отношения”, - полагает сотрудник компании Food Management Support корпорации Itochu Хидеки Хаттори.