14 июня ВТО сообщила, что разбирательство в коллегии по делу DS516 ("Европейский союз: меры, связанные с методологиями сравнения цен"), инициированному Китаем против Европейского союза, было приостановлено по просьбе Пекина. East Asia Forum в материале The end of the WTO and the last case? пишет, что дело, названное торговым представителем США Робертом Лайтхайзером "самым серьезным спорным вопросом, который сейчас стоит перед ВТО", может затронуть китайские товары на миллиарды долларов. Но его значение выходит за рамки коммерческих интересов.
Этот случай касается раздела 15 Протокола о вступлении Китая в ВТО, который позволяет другим членам торговой организации рассматривать Китай как "нерыночную экономику" при проведении антидемпинговых расследований. Антидемпинг, как правило в форме импортных тарифов, является формой "демпинга", когда экспортер продает товары в другую страну по более низкой цене, чем его обычная стоимость в родной стране.
Раздел 15 позволяет следственным органам игнорировать внутренние цены в Китае и вместо этого отталкиваться от суррогатных цен в третьей стране. Это методология также известна как NME (нерыночная экономика). Она может значительно повысить вероятность положительных результатов при демпинге, что приводит к увеличению демпинговой маржи, иногда достигающей 1731%.
В Разделе 15 (d) указывается, что срок действия положения о NME "истекает через 15 лет после даты присоединения". Китай считал, что методология NME перестанет действовать после 10 декабря 2016 года. Однако 11 декабря 2016 года ни Соединенные Штаты, ни Европейский союз не пожелали отказаться от такого удобного инструмента. Таким образом, на следующий же день Китай подал отдельные иски в ВТО против США и ЕС за нарушенные обещания. Это стало беспрецедентным шагом.
Можно утверждать, что независимо от того, допускает ли Раздел 15 продолжение действия методологии NME после 2016 года, у членов ВТО есть другие способы наращивания антидемпинговых пошлин. Например, Австралия использовала так называемый метод особой рыночной ситуации после того, как в 2005 году предоставила Китаю полный статус рыночной экономики. В связи с разногласиями в отношении NME Евросоюз изменил свое антидемпинговое законодательство, заменив селективный список NME нейтральным страновым списком, который не отличается от NME ничем, кроме названия.
Стоит отметить, что ВТО не имеет четкого определения того, что же такое NME, и в ходе расследования вовсе не рассматривалось то, является ли Китай NME. Это неправильное толкование могло бы плохо отразиться на прогрессивных достижениях Китая в вопросах открытости и экономических реформах. В сочетании с призывом к реформированию ВТО оно могло бы еще больше ослабить переговорные позиции Китая.
Между тем, на системном уровне такое решение поставит под сомнение легитимность и самой ВТО. С одной стороны, Китай считает, что решение, поддерживающее позицию ЕС, фактически институционализирует предполагаемую дискриминацию в отношении Китая, которая глубоко расстраивает его. С другой стороны, Соединенные Штаты и Евросоюз считают любое решение, идущее на пользу Китая, "катастрофическим для ВТО".
Возможно, что Китай приостановил дело, чтобы оказать организации политическую поддержку. С момента своего вступления в ВТО Китай стал все больше доверять многосторонней торговой системе. Учитывая нынешний кризис в ВТО, особенно когда речь идет о механизме урегулирования споров, постоянная поддержка Китаем этой системы имеет решающее значение.
Но не следует воспринимать это как должное, поскольку в Китае озвучиваются призывы выйти из системы и создать альтернативный международный экономический порядок. Если такой сценарий будет реализован, то дело DS516 может ознаменовать конец ВТО и многосторонней торговой системы.