Размеры и экономическая мощь Китая создали условия для его растущего влияния на Ближнем Востоке в рамках инициативы ”Один пояс - один путь”. Китайские инвестиции важны для стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, которые стремятся уменьшить зависимость от углеводородов и диверсифицировать экономику.
The Diplomat в материале China in the Middle East: Influence and Investment отмечает, что важными объектами инвестиций стали портовые сооружения. Так, Китай вместе с Оманом строит крупное предприятие в Дукме на берегу Аравийского моря. Другие китайские предприятия находятся в менее богатых государствах, которым приходится искать инвесторов, обладающих политической волей для поддержки развития дорогостоящих объектов. Китай даже проявил интерес к инвестированию в энергетический сектор Сирии.
Каким образом Китай использует мягкую силу на Ближнем Востоке
Китай осуществляет проекцию мягкой силы посредством политики, выходящей за пределы традиционной области безопасности и включающей помощь в развитии и культурном сотрудничестве. Среди организаций, созданных для реализации инициативы ”Один пояс - один путь”, не только Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути, которые занимаются инвестициями в инфраструктурные и бизнес-проекты, но и Университетский альянс нового Шелкового пути, созданный для содействия межкультурному пониманию и академическому обмену. Китай создал глобальную сеть Институтов Конфуция для преподавания китайского языка и культуры в ряде стран Ближнего Востока. С 2016 года оманские студенты получают финансирование для обучения в Китае в рамках сотрудничества, связанного с развитием портового комплекса в Дукме. В 2018 году Пекинский университет провел первый молодежный форум ”Китай-Ближний Восток” для расширения межкультурного взаимодействия.
Как страны Ближнего Востока реагируют на действия Китая
Когда в опросах общественного мнения граждан стран Ближнего Востока спрашивают, считают ли они, что растущая экономика Китая благоприятно влияет на их государства, респонденты в менее богатых странах, таких как Египет, выражают более позитивное отношение к экономическому росту Китая, чем респонденты из более обеспеченных стран, например Турции. Для менее развитых государств Китай предоставляет модель роста, которая доступна и отличается от инициатив развития, предлагаемых международными финансовыми институтами. В то же время Китай выдвигает экономическое развитие, а не политическую реформу, на передний план своего глобального участия.
Инвестиции Китая в Египет
За счет проектов в Айн-Сохне и Порт-Саиде экономическая зона Суэцкого канала стала одной из основных инвестиционных целей китайцев. Преобразование Суэцкого канала был начато президентом Абдулом-Фаттахом ас-Сиси в 2014 году, и в последние годы проект все больше интегрируется с инициативой ”Один пояс - один путь”. Китайские инвестиции начинают создавать рабочие места для местных жителей. Например, китайские разработчики из Тяньцзиньской зоны экономического и технического развития вложили средства в крупную фабрику по производству стекловолокна. Китайско-египетское экономическое сотрудничество поддержало хромающий туристический сектор Египта. Число китайских туристов, приезжающих в страну, значительно увеличилось за последние два года, в то время, когда неопределенная ситуация с безопасностью сдерживает посетителей из других стран. Президент ас-Сиси взял на себя инициативу по надзору за строительством новой административной столицы Египта, которая будет расположена в нескольких милях от центра Каира. Там будет находиться бюрократический аппарат страны. Относительно отдаленная новая столица изолирует правительство от городского населения, проявившего готовность участвовать в акциях протеста. Сейчас правительство Египта продолжает вести переговоры с китайскими компаниями и государственными предприятиями по поводу реализации этого проекта.
Почему американские политики должны обеспокоиться растущим влиянием Китая на Ближнем Востоке
Китай укрепляет влияние на Ближнем Востоке, будучи ведущим торговым партнером для стран региона. Растущий экономический интерес Китая также совпадает с ослаблением влияния США на Ближнем Востоке. Провоцируемая правительствами двух стран конкуренция дает государствам Ближнего Востока возможность достичь лучшего результата для себя, чем при наличии одного регионального гегемона.