Вестник Кавказа

Карабах: Это еще не война, но она не исключается

Анар Гасанов, кандидат филологических наук

Происходившее в начале апреля вокруг Карабаха - еще не война. Но война не исключается, потому что в Азербайджане угасали или почти угасли все надежды на мирное решение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. После очередной эскалации противостояния, лозунги типа "Нет альтернативы мирному решению", у всех вызывают разные эмоции, у кого-то ярость, у кого-то ухмылку. Подобные избитые фразы рождают риторический вопрос: "Есть ли конфликты, которые нужно решать немирным путем?" Похоже, есть!

Хотят ли азербайджанцы войны?

Мирное урегулирование любого конфликта обнадеживает в тех случаях, когда международное сообщество не только называет жертву и виновного, но и показывает каждому из них место, которого они заслуживают. Другое дело, карабахский конфликт, где мировое сообщество занято поиском "виновного" в дестабилизации ситуации, когда как он найден и ему вынесен приговор четверть века назад. Неимоверными усилиями Азербайджан добился в 1993 году принятия четырех резолюций Совета Безопасности ООН, каждая из которых по отдельности подтверждает оккупацию территории Азербайджана, то есть нагорной части Карабаха и семи прилегающих к нему районов войсками Армении. Каждая из этих резолюций требует от Армении немедленно вывести войска с оккупированных азербайджанских земель и вернуть территорию под полную юрисдикцию Азербайджана. Следует отметить, что резолюция Совета Безопасности ООН – это императивный документ, требующий немедленного выполнения.

К сожалению, на деле мы видим, что за 23 года после принятия этих документов Армения не только не отвела свои войска из оккупированного Карабаха, а наоборот, превратила этот райский уголок в укрепрайон. Несмотря даже на "насыщенность" армянских оборонительных укреплений, после успешного контрнаступления азербайджанской армии 2-4 апреля она пошла по швам и дала ощутимую трещину.

Страны, которые признают территориальную целостность Азербайджана, до сих пор нерешительны в переговорном процессе и не торопятся воплотить в жизнь основополагающие принципы ООН. Другими словами, страны, признавая территориальную целостность Азербайджана на словах, при встречах в Ереване или Ханкенди (Степанакерте) говорят о симпатии к принципам права нации на самоопределение. В ПАСЕ, Сенате США, Госдуме и на других площадках мировой политики мы нередко слышим о праве нации на самоопределение, когда высшее руководство этих стран давно поставило свою подпись под документом, где говорится о принадлежности Карабаха к Азербайджану. И эти двойные стандарты наблюдаются все минувшие 25 лет, а конфликт в Карабахе остается нерешенным.

О необходимости принуждения к миру Армении говорят только в Азербайджане, в других же странах этот призыв встречается молчанием, если не насмешкой. Подобное равнодушное отношение к конфликту, игра в прятки и лицемерие, должна была в конце концов привести к эскалации и напряженности. И привела!  Четырехдневное боестолкновение в начале апреля — результат не стремления Азербайджана к войне, а следствие бездействия структур, призванных решить конфликт мирным путем, или хотя бы продемонстрировать политическую волю для урегулирования конфликта. И он может возобновиться в любой момент, пока не принесет плоды работа миротворческих стран.

"Агрессор"  в своих собственных границах?

С первых дней контрнаступления подразделений вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск все армянские и некоторые мировые СМИ называли это агрессией. Суверенное право, данное Азербайджану, как и любому государству, мандатом ООН, восстановить территориальную целостность военным путем, некоторым журналистам показалась агрессией.

Этот подход напоминает недавние высказывания уже бывшего премьера Украины Арсения Яценюка о нападении Красной армии на Германию. Тогда украинский политик освобождение Европы от коричневой чумы интерпретировал как оккупацию Германии. В адекватной части общества такие безответственные и аморальные формулировки вызывали естественное возмущение. И сегодня действия тех сил, которые показывают Армению жертвой, а Азербайджан агрессором, вызывают недоумение. Многие называют такие шаги сильно ангажированными и призывают к изучению истории.

Азербайджанская армия не наступила на столицу Армении, даже на приграничные районы страны-агрессора. Вооруженные Силы Азербайджана не перешли ни на сантиметр армяно-азербайджанскую границу. Они воюют на своей территории, внутри страны и, к сожалению, снаряды, гаубицы, а возможно, завтра более тяжелое смертоносное оружие, задействованные для освобождения страны от оккупации, будет жечь азербайджанскую землю, которую еще долго после победы придется приводить в порядок. Увы, нерешительность и долгие поиски мира, не оставляют Азербайджану иной альтернативы, кроме войны.

А был ли турецкий фактор?

Сегодня мы часто слышим разговоры вокруг звонков президента Турции Эрдогана, премьера Давутоглу, министра иностранных дел Чавушоглу президенту Азербайджана Алиеву накануне или во время проведения операций в Карабахе. При этом забывают, что Турция со дня возникновения конфликта, в отличие от многих стран, которые поддерживали Азербайджан только лишь документами и резолюциями, выражала свою озабоченность. Она последовательна в своем требовании к Армении относительно возвращения захваченных земель. Что же касается контактов Азербайджана и Турции накануне и во время операции, то они были ничем иным, как демонстрацией солидарности.

Официальный Баку неоднократно говорил, что не ведет переговоры ради переговоров и призывал членов Минской группы ОБСЕ принудить Армению к миру. Некоторым не понравились частые визиты лидеров Турции в Азербайджан. Немало и тех, кто эти контакты связывает с обострением отношений между Россией и Турцией. После контрнаступления азербайджанской армии, те же "политологи", которые видели в этих визитах контекст сирийского кризиса, начали рассматривать эскалацию, как провокацию Турции против России. Обвинения в адрес Турции в этом конфликте  беспочвенны.

Во-первых, обострение отношений между Москвой и Анкарой армяне давно отмечают как реализацию давнишней мечты. Соответственно, эскалация в Карабахе - хороший повод для создания у россиян образа врага в лице Турции, а Азербайджана в союзе с ней – в образе противовеса армяно-русскому союзу, что вполне соответствует планам армянской диаспоры.

Во-вторых, некоторые политологи, обвиняя Турцию, рассчитывают на формирование своего имиджа патриота и ярого защитника интересов России. Ведь впереди выборы в Госдуму. Но пикантность ситуации в том, что все происходит не с подачи Кремля, а из личных интересов "политиков" и "журналистов".

Не выдерживает критики и то, что, обвиняя турецкий спецназ в своем крахе, армянские военачальники не могут показать ни одного вещественного доказательства, кроме утверждений о том, что азербайджанцев обучает турецкие "бордовые береты". Азербайджан никогда не скрывал военного сотрудничества с Турцией, так же как и с Россией. Разве в ПВО Азербайджана нет российских инструкторов? Вполне естественно, что военные страны-производителя С300 обучают тех, кто у них приобрел это оружие. Между прочим, не только Турция, но и другие страны, в том числе и Пакистан, выражают полную поддержку позиции Азербайджана. Однако почему-то патриоты и нечистые на руку журналисты про поддержку этих стран молчат. Может, шум вокруг этой темы не оплачивается?

Экономика ни при чем

Судя по логике оппонентов, Баку пошел на этот шаг из-за экономического кризиса. Удивляет поддержка так называемых российских патриотов этого тезиса. Ведь если это так, то получается участие российских ВКС в Сирии тоже из-за кризиса? Защита интересов русских на Украине тоже имеет экономические цели? Если говорить о социально-экономической обстановке в Карабахе, по сравнению с другими регионами Азербайджана там полнейшая разруха - напоминающая Сталинград Шуша, разрушенные Агдам, Фузули и другие районы Карабаха, занятые оккупационным корпусом Армении последние 25 лет. Но есть и незахваченные части Агдама, Фузули и других прифронтовых районов, где есть жизнь, инфраструктура, зарплаты, социальны выплаты, а самое главное, села со своими жителями. В этом случае возникает вопрос: где и как ударил кризис Азербайджан, если страна не отказывается от проектов, от восстановления и, в конце концов, от закупок самых дорогих видов вооружения. Кризис захватил Армению, и именно ей выгоден статус-кво. Те нефтедоллары, которые Азербайджан зарабатывает, вкладывается в инфраструктуру страны. Большой вопрос – где деньги, которые отправляет армянская диаспора для защиты Карабаха.

Напоследок

Всем ясно, что миссия посредничества окончательно забуксовала, и это не требует особых комментариев. В этом случае обвинять жертву агрессии в агрессии, как минимум, пошло. Если мирный процесс и дальше будет идти так, то повтор событий начала апреля не заставит себя ждать. Тогда, возможно, война приобретет широкие масштабы, центром которой будут не Фузули или Мардакерт, или маленькая деревня Талыш с оставшимся после обострения населением всего лишь 30 человек, а Ханкенди и Шуша. 

33200 просмотров