Прошло почти три месяца с того дня, как президенты России, Ирана и Азербайджана Владимир Путин, Хасан Рухани и Ильхам Алиев на встрече в Баку обсуждали перспективы транспортного коридора Север-Юг. Межгосударственное соглашение по этому коридору было подписано Россией, Ираном и Индией 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге во время II Евразийской транспортной конференции. Азербайджан присоединился к данному коридору позже - 20 сентября 2005 года. О том, что сделано за это время на II международной конференции "Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов" рассказал специалист отдела маркетинга и развития бизнеса ADY Espress (АЖД) Фарид Керимов.
"Главное преимущество коридора в том, что он проходит по территориям всего лишь трех государств - это Иран, Азербайджан и Россия, и является самым коротким путем, соединяющим [иранский] порт Бендер-Аббас и Москву - всего 12 дней", - сказал Керимов. За этот год представители железнодорожных ведомств Ирана, Азербайджана и России проработали детальные процедуры по перевозке контейнеров различных видов по маршруту "Север-Юг". В настоящий момент пять тестовых контейнеров из Мумбая двигаются в направлении РФ по этому маршруту. "Это станет первой грузоперевозкой между Россией и Индией через территорию Ирана и Азербайджана, и мы надеемся, что она послужит своего рода катализатором в увеличении грузопотока по данному коридору в дальнейшем", - заявил эксперт.
С завершением строительства железнодорожной магистрали "Баку-Тбилиси-Карс" как новой ветки коридора "Север-Юг" появится возможность для прямого железнодорожного сообщения с Россией через территорию Азербайджана, Грузии и Турции. Это выход в страны Южной Европы, а через турецкий порт Мерсин - в Средиземноморский регион.
В развитии железных дорог Азербайджана важную роль играют инфраструктурные проекты, которые призваны укрепить транзитный потенциал страны. Баку сегодня реализует несколько инфраструктурных проектов по модернизации и строительству железных дорог как на территории Азербайджана, так и на территории Ирана и Грузии.
Азербайджан инвестировал 9 млрд дол. в инфраструктурные проекты в 2005-2009 годы, а также 13 млрд дол. в модернизацию и строительство автомобильных и железнодорожных магистралей, включая строительство порта "Баку" в период с 2010 по 2015 год.
Кто еще сколько и куда инвестирует
Инвестиции в размере 806 млн дол. - со стороны Всемирного банка и "Железных дорог Азербайджана" в проект развития железнодорожного транспорта по коридору "Восток-Запад", включая прогнозирование, поставку и установку систем коммуникаций и энергетики, внедрение систем финансового менеджмента.
Инвестиции в размере 600 млн дол. - банковскими синдикатами Чешской Республики - это HSBC Prague, Societe Generale, Чешский банк Коммерции и экспорта на капитальный ремонт железнодорожного участка длиной 600 км, снабжение техническими и материальными средствами.
Инвестиции в размере 276 млн дол. - со стороны Societe Generale, BNP Paribas и HSBC France на закупку новых локомотивов на переменном токе.
Инвестиции в размере 120 дол. - со стороны французского Агентства развития на строительство депо для локомотивного парка.
Два ключевых проекта будут завершены в ближайшее время. Это, во-первых, железная дорога "Казвин-Решт-Астара", которая соединит железные дороги Азербайджана и Ирана. Этот проект играет важную роль в развитии сразу нескольких коридоров и осуществляется в три этапа:
- строительство железнодорожного участка длиной в 8,3 км от азербайджанской железнодорожной станции "Астара" до реки Астарачай,
- строительство железнодорожного моста над рекой Астарачай длиной 82 метра,
- строительство железной дороги длиной в 1,7 до будущего терминала в иранской Астаре. В терминале на иранской стороне предусматривается смена колесных пар в виду различий колей железной дороги на территории Азербайджана и Ирана. Также там будут терминалы по перевалке различных грузов, включая зерновые, сухогрузы, жидкие грузы, контейнеры.
Предусмотрено также строительство железнодорожного отрезка в 167 км от иранской Астары до станции Решт строительство участка Решт-Казвин длиной в 205 км.
На данном этапе грузы в южном направлении транспортируются по железной дороге до станции "Казвин", там они переваливаются на автомобильный транспорт, довозятся до станции "Астара" в Азербайджане, где имеется контейнерный терминал ADY Espress, переваливается на железную дорогу и дальше прямым железнодорожным путем двигается на территорию России или в Европу.
Строительство железной дороги "Астара-Решт-Казвин" между Азербайджаном и Ираном планируется завершить уже в ноябре 2016 года.