В уэльсском саммите Североатлантического альянса Грузию представляет не премьер-министр Ираклий Гарибашвили, наделенный, согласно конституции, реальной властью в стране, а президент Георгий Маргвелашвили, - символическая фигура, наделенная лишь представительскими функциями.
Само по себе это не случайно: тем самым, премьер посылает сигнал Брюсселю, что Грузию не удовлетворяют решения, принятые относительно ее дальнейшего сближения с НАТО. В Тбилиси свыклись тем, что в Уэльсе страна не получит вожделенный MAP, то есть дорожную карту по вступлению в альянс, но ожидали существенных шагов со стороны партнеров по созданию хотя бы контуров общей системы безопасности и большей вовлеченности НАТО в кавказские дела.
Теперь Грузия оказалась в «дипломатической туманности»: за три дня до события, генсек НАТО Андерс Фог Рассмусен, вскоре покидающий пост, заявил на пресс-конференции, что для Грузии выработан «пакет усиленного сотрудничества». Примечательно, что об этом «пакете» и ее сути, генсек заявил только после назойливых вопросов грузинских журналистов. Он явно не хотел обращать на эту тему особое внимание, иначе сказал бы о «пакете» во вступительном слове. По его словам, «возможно, в Грузии создадут военно-тренировочный центр НАТО», а также миссию по изучению оборонных потребностей, которая станет помогать стране в реформировании системы обороны и безопасности.
Кроме того, планируется увеличить численность персонала связного офиса НАТО, командировав в Тбилиси нескольких офицеров. Предусматривается, также, проведение учений с участием военнослужащих стран североатлантического альянса.
«НАТО усилит работу по повышению оборонных возможностей Грузии», - осторожно заявил генеральный секретарь, явно имея в виду поставку грузинской армии оборонительных вооружений. Впрочем, вряд ли тут реально имеется в виду передача по-настоящему действенного оружия. Два года назад конгресс США принял резолюцию о поставках Грузии противотанковых систем. Но президент США Барак Обама, не желая портить отношения с Москвой, разыграл спектакль: сам не отказался от выполнения резолюции (носящей рекомендательный характер), но сослался на негативное заключение Пентагона. Самое смешное, что грузинские политики и эксперты тогда восприняли этот спектакль всерьез, выразив недоумение «упрямством» оборонного ведомства США.
Примечательно и молчание генерального секретаря относительно недавних планов по вовлечению грузинских подразделений в Силы быстрого реагирования НАТО, создающихся с участием стран-полноправных членов альянса.
Возможная причина в том, что в Брюсселе сейчас ломают голову над формулировками, позволяющими использовать грузинских ребят в разных горячих точках, но, при этом, не брать на себя никаких обязательств по рискам относительно самой Грузии, где российские войска стоят в 35 километрах от столицы.
Вряд ли увеличение персонала связного офиса НАТО с четырех до шести офицеров всерьез повлияет на укрепление безопасности Грузии. Совместные учения и раньше проводились почти ежегодно. Например, за неделю до пятидневной войны в Грузии, на ученьях находилось около тысячи американских военнослужащих. При первых бомбардировках они спешно эвакуировались так, что оставили в порту Поти военные "Хаммеры". Эти машины до сих пор выставлены в московском музее трофейного оружия.
Непонятно также, что имеется в виду под «миссией по изучению оборонных потребностей». Такие миссии уже давно работают, все предложения и просьбы грузинской стороны давно на столе, и в западных столицах прекрасно осведомлены о потребностях оборонного ведомства Грузии - это, в первую очередь, противотанковое, зенитное и противоракетное оружие. Никакого движения в этом направлении за прошедшие годы не наблюдалось.
Что касается «тренировочного центра», то на базе Сачхерской базы уже существует центр по подготовке горных стрелков, там уже проходили подготовку военнослужащие из стран-членов альянса перед отправкой в Афганистан. Но самое главное, до сих пор непонятно, кто будет тренироваться в этом центре и откуда приедут «тренеры». По некоторым данным, речь идет о центре для стран-аспирантов НАТО. То есть тех, кто, по меткому выражению ректора Тбилисской дипакадемии Иосифа Цинцадзе, «все еще топчется в предбаннике альянса». Будут ли присланы инструкторы из стран-членов НАТО, намерены ли они постоянно находиться в Грузии, где вообще планируется расположить центр, какова программа подготовки, чем эта программа отличается от нынешней программы подготовки грузинских рейнджеров для отправки в Афганистан –остается загадкой.
И самое главное, ничего нового в самой идее создания такого центра и тренировки военнослужащих нет. В 2001 году США приняли решение направить в Грузию несколько десятков военных специалистов по программе «Обучи и оснасти» для подготовки грузинских военных в плане противодействию террористам, засевшим в Панкисском ущелье, недалеко от чеченского участка российско-грузинской границы.
Словом, какого бы «дипломатического тумана» ни напускалось, Грузия, в политическом плане, все еще очень далека от НАТО. Альянс явно не хочет очередной головной боли на фоне событий на Украине и в Ираке, хотя и не прочь пользоваться самоотверженностью тысяч грузинских парней, десятки из которых погибли в Афганистане, где грузинский контингент останется и после 2014 года для выполнения миссии «полезной и нужной для евроатлантического сообщества».