19 мая по итогам президентских выборов в Иране умеренный кандидат Хасан Рухани был избран на второй срок. Предвыборная платформа Рухани основывалась на взаимодействии с миром, в том числе с США и соседними арабскими странами Персидского залива, а также проведении внутренних социальных, политических и экономических реформ. Сторонники жесткой линии баллотировались на популистской и изоляционистской платформе и проиграли выборы. Но это не значит, что битва окончена: теперь сторонники жесткой линии стремятся более решительно противостоять Рухани путем создания теневого правительства.
Как пишет Foreign Affairs в материале Iran After the Election, идея теневого правительства уже циркулировала в иранских политических кругах в прошлом. В 2005 году реформаторы, проигравшие выборы сторонникам жесткой линии Махмуда Ахмадинеджада, обсуждали эту возможность. Но она так и не была реализована, главным образом потому, что режим склонен поддерживать стабильность и преемственность, стремясь представлять образ единства. Но сезоны предвыборных кампаний в Иране, не будучи продолжительными, могут быть очень жесткими. Люди открыто обсуждают будущее своей страны. Кандидаты, одобренные Советом стражей конституции, обсуждают варианты в эфире национального телевидения. Неизбежно верховному лидеру аятолле Хаменеи, который пытается оставаться выше политики, приходится предпринимать шаги и напоминать кандидатам, что они не должны переступать границы или переходить на личности. В результате система подчеркивает единство после выборов, даже если она создает или усиливает раскол общества во время кампаний.
На этот раз, чтобы избежать нестабильности, соперник Рухани, сторонник жесткой линии Эбрахим Раиси поздравил президента и пожелал ему успехов, но сначала поставил под сомнение результаты выборов. Сегодня он продолжает подчеркивать, что желания его избирателей не следует игнорировать. Раиси удалось выявить растущее недовольство реализацией ядерной сделки: иранцы до сих пор не видят значительного эффекта от снятия санкций и восстановления экономики. Раиси получил 15,5 миллионов голосов или 38,5% от общего числа проголосовавших, в то время как за Рухани проголосовали 23 миллиона иранцев или 57%. Раиси и его союзники-принциплисты, которые уверены в своих силах и хотят возвращения к основным ценностям революции, считают результаты голосования источником легитимности и политического капитала, необходимым чтобы отодвинуть на задний план амбициозную повестку Рухани. Они хотят попытаться заблокировать его политику взаимодействия с Западом, социальной открытости и экономических реформ через законодательную власть, опираясь на неизбираемые органы, которые, как правило, более консервативны.
Ситуация стала еще сложнее через несколько дней после выборов, когда Саид Джалили, чье имя знакомо в западных внешнеполитических кругах, так как он был главным переговорщиком по ядерной проблеме при Ахмадинеджаде и баллотировался на пост президента в 2013 году, объявил о создании теневого правительства. Джалили заявил, что в этом процессе будет задействован ряд экспертных рабочих групп, призванных решать ключевые проблемы, стоящие перед страной. Среди них вопросы внешней политики, социальные вопросы, а также проблемы промышленности, экономики, коррупции, прозрачности и общественного здравоохранения. Этот шаг был инициирован призывами принциплистов использовать большой блок голосов, отданных за Раиси. Джалили - не главная фигура в иранской политике, но у этой инициативы могут быть последствия, способные повлиять на второй срок Рухани и его шаги навстречу международному сообществу.
В последние годы сторонники жесткой линии и консерваторы были разделены. Большинство ключевых участников, как консерваторов, так и сторонников жесткой линии, в том числе Джалили, не имеют базового признания, не говоря уже о социальном капитале или народной поддержке, которые необходимы для того, чтобы эффективно возглавить оппозицию. Раиси, например, был практически неизвестен среди среднестатистических иранцев до предвыборной кампании 2017 года.
Из-за разногласий и непризнанности сторонники жесткой линии не смогли системно помешать повестке дня Рухани. Это было особенно заметно во время переговоров по ядерной программе, когда Хаменеи раскритиковал сторонников жесткой линии. Они были безуспешны в своих усилиях по срыву переговоров и вытекающего из них ядерного соглашения. Сегодня они продолжают критиковать сделку, признавая, что проиграли эту битву.
Но благодаря этому опыту появились принциплисты, готовые консолидировать свои усилия после выборов. Создание теневого правительства выполняет именно эту функцию. Если все будет сделано правильно, у принциплистов появится возможность предпринимать более решительные, целенаправленные и существенные усилия для противостояния Рухани и подрыва его повестки дня. Они смогут играть более важную роль в формировании политической программы Рухани в стране и за рубежом, не дожидаясь следующей кампании и предвыборного сезона.
В июле 2015 года, когда было подписано ядерное соглашение, Хаменеи дистанцировался от него и даже серьезно раскритиковал Рухани. На прошедших выборах Раиси считался предпочтительным кандидатом аятоллы Хаменеи. Но верховный лидер склонен поддерживать стабильность. Если теневое правительство сможет функционировать и ограничивать способность Рухани продвигаться вперед с его честолюбивой программой, не слишком сильно раскачивая при этом лодку, Хаменеи, вероятно, будет на борту.
Если принциплисты смогут представить единое и стратегическое видение будущего ИРИ, объединив различные консервативные фракции, они смогут помешать Рухани. По их мнению, это крайне важно именно сейчас, учитывая растущую готовность Рухани снизить влияние Революционной гвардии вне сектора обороны. Присутствие Стражей и их влияние на политическую и экономическую сферы Ирана являются серьезным препятствием для реинтеграции страны в международное сообщество, которую Рухани стремится обеспечить в течение своего срока пребывания в должности. До сих пор гвардия была наиболее эффективной силой против некоторых умеренных целей.
Умеренная и реформистская повестка дня в Иране получила серьезную поддержку на президентских выборах 2017 года. Результаты отражают готовность молодого, в основном образованного городского населения к социальному, политическому и экономическому развитию страны. Второй мандат Рухани еще сильнее, чем его первый, что крайне необычно для президента, избранного на второй срок. Но принциплисты удваивают усилия по ограничению того, что он может достичь. И теневое правительство, в свою очередь, может приложить свои усилия и позволить им делать это гораздо эффективнее, чем когда-либо прежде.