Вестник Кавказа

Берлинский аэропорт: крупнейшая коррупционная стройка Германии

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Берлинский аэропорт: крупнейшая коррупционная стройка Германии
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Когда один из друзей недавно поинтересовался причиной многолетней задержки открытия нового берлинского аэропорта, короткий ответ автора этих строк - «проели» - вызвал у него лишь недоверчивую улыбку. «Как, сами немцы проели? А может, подрядчики, все же, из наших были?», - шутил товарищ. В самом деле, то, что произошло на одной из крупнейших инфраструктурных строек Германии, да и всей Западной Европы, до боли напоминает постсоветские реалии с характерными «откатами», коррупционными схемами и плавающими сроками сдачи объекта в эксплуатацию. История аэропорта Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта – долгая и бесславная берлинская сага, начавшаяся в далеком 1994 году, когда было принято решение о его строительстве, и продолжающаяся до сих пор.

Первоначальные расходы на строительство аэропорта BER, который должен обслуживать до 27 миллионов пассажиров ежегодно, были заложены на уровне 1 млрд евро, открыться же он должен был еще в 2007 году. Сегодня, спустя 8 лет, сдать аэропорт в эксплуатацию планируется не ранее второй половины 2017 – начала 2018 года. Стоимость проекта за это время возросла до 6 млрд евро. Над незадачливыми берлинскими строителями в Европе подтрунивают все, кому не лень. Британская Telegraph писала в 2013 году об очередном, четвертом переносе сроков открытия аэропорта, что проект «стал позором для страны, известной своей пунктуальностью и эффективностью». С того времени дата открытия была перенесена еще несколько раз. Бывший бургомистр Берлина Клаус Воверайт подал в отставку, не в последнюю очередь, из-за неспособности завершить проект в срок.

Переломным моментом стал, пожалуй, 2012 год, когда выяснилось, что в системе пожарной безопасности аэропорта были допущены грубейшие просчеты. Воверайт заявил в 2012 году: «Над проектом работали маститые технические компании, самые маститые инспектора и планировщики. Должна же чувствоваться какая-то ответственность, чтобы все эти замечательные компании, наконец, оказались в состоянии установить систему удаления дыма?».  Дальнейшие проверки выявили еще более удручающую картину: не работала аварийная система энергоснабжения; 1036 деревьев на территории аэропорта были посажены в неверных местах, так что, 600 из них было необходимо выкопать и пересадить вновь; система охлаждения серверов работала настолько неэффективно, что было гарантировано их перегревание и отключение; при строительстве здания парковки проектировщики полностью забыли о кабельных шахтах; отсутствовал канал передачи данных из аэропорта в пожарную службу. Также позже выяснилось, что кабели для передачи информационных данных были проложены вдоль высоковольтного электрического кабеля что могло привести к помехам в работе. В результате, до июня 2015 года пришлось перекопать 35 километра кабелей. Перечисленное – лишь небольшая часть крупных и мелких просчетов, допущенных планировщиками и строителями. Как же получилось, что такие фирмы с мировым именем, как Siemens, Bosch, Telekom и Imtech завалили важнейший государственный инфраструктурный проект?

Как оказалось, предприниматели попросту «доили» берлинский аэропорт в течение многих лет. Так, на проекте пытался заработать нидерландский строительный концерн Imtech, о чем раструбили все ведущие газеты Германии, включая Spiegel и Handelsblatt. Руководитель германского бюро нидерландского концерна признал, что в декабре 2012 года провел коррупционную сделку с одним из менеджеров берлинского аэропорта, передав ему в конверте 150 тысяч евро на одном из съездов с автобана А24. Взамен за денежное вознаграждение сотрудник аэропорта организовал беспрепятственную оплату счетов Imtech на сумму 25 млн евро – без предварительной проверки фактически выполненного объема работы. Расследовать случай стали лишь тогда, когда выяснилось, что деньги Imtech растратил, а воз и ныне там. Между тем, проворовавшийся менеджер аэропорта заявил на судебном процессе, что выплату в размере 25 млн. в одиночку он организовать был не в состоянии. Между тем, Imtech, обладающий 150-летней историей, объявил себя банкротом (помимо провала в Берлине у концерна накопились и другие проблемы – как выяснилось, его вовсю обкрадывали собственные же менеджеры).

Полакомились на проекте не только голландцы, но и сами немцы. В августе этого года газета Bild am Sonntag выступила с сенсационной статьей, в которой утверждалось, что менеджеры злосчастного аэропорта выплачивали многократно завышенные счета компаниям Siemens, Bosch и T-Systems (дочерней компании Telekom).  До момента очередного переноса даты открытия аэропорта в середине 2012 года управление аэропорта без всякой проверки оплачивало практически любые требования указанных компаний, сообщила Bild со ссылкой на оказавшиеся в распоряжении редакции закрытые документы. Так, компания Siemens, потребовавшая за дополнительные услуги 22,9 млн евро, получила 22 млн евро доплаты. В случае с компанией T-Systems было исполнено 99% требований о дополнительной оплате. По мнению юристов, подобные высокие доплаты являются уникальными в своем роде и подозрительными. В связи с публикацией руководство аэропорта объявило о начале очередной генеральной финансовой проверки.

Нажились на берлинском аэропорту и фирмы, проводившие под ним канализационные трубопроводы, а также каналы снабжения питьевой водой. Бывший председатель водохозяйственного объединения MAWV Вольф-Петер Альбрехт, бывший директор трубопроводной фирмы RAKW Вильфрид Громотка и строительный предприниматель Франк К. предстали перед окружным судом Коттбуса в связи с коррупционными махинациями при реализации подрядных работ для аэропорта. Согласно материалам следствия, Альбрехт организовал для Грамотки заказы на проведение работ по санированию системы водоснабжения и канализации в аэропорту на миллионы евро. Грамотка, в свою очередь, „отблагодарил“ Альбрехта наличными, а строитель-предприниматель Франк К. бесплатно строил для него дом. Все подсудимые были признаны виновными и приговорены к различным срокам тюремного заключения.

Когда же в Берлине откроют злополучный аэропорт? Судя по всему, ответа на этот вопрос нет и у его руководства. Во всяком случае, более никто не рискует называть конкретных дат, предпочитая указывать неопределенные сроки.

31995 просмотров