Член инициативной группы политического движения “Сардарапат”, системный аналитик Гарегин Чугасзян в интервью ВК рассуждает о возможностях управления Армении посредством прямой демократии и параллелях с “арабской весной”.
- Вы недавно возвратились из США. Какой видится внутриполитическая ситуация в Армении глазами проживающих там армян?
- В США у нас были встречи и с американцами, и с представителями разных ветвей армянской диаспоры. Имел место довольно интересный диалог. Для наших соотечественников сам факт существования в Армении столь радикального движения, каким является “Сардарапат” стал довольно большой неожиданностью. В частности, их изумило наше стремление к системным изменениям, а не просто к смене власти в Армении. Стремление к смене власти стало общепринятым требованием в Армении, а что мы хотим этим добиться, к чему это приведет – эти вопросы волнуют людей. В этом смысле, мы видим способ осуществления системных изменений лишь посредством активизации всей армянской нации, а не только армян Армении. Мы находимся на такой глубокой точке социально-политической ямы, что одними только формами представительской демократии нам оттуда не выйти. Для выхода из создавшегося положения нужна политическая активность широких кругов армянства.
- Каково ваше отношение к диалогу между АНК и властями?
- Мне вообще не ясно, между кем и о чем идет этот диалог, так же как и то, чего мы хотим этим добиться, какие цели преследуем. Оппозицией было объявлено, что диалог будет идти лишь о внеочередных выборах. Я не могу понять, как может идти диалог о выборах, когда еще не разрешен вопрос и не выявлены виновники трагедии 1 марта 2008 года, когда никто из них так и не понес наказания. За три года ни один из них не был осужден за пролитую кровь, наоборот, за политические взгляды были осуждены лишь оппозиционеры, которые лишь недавно были освобождены. Поэтому сегодня говорить о выборах либо наивно, либо безответственно. Речь может идти лишь о коренных, но не частичных изменениях всей политической системы управления, посредством применения так называемой прямой демократии. Любая демократия представляет собой определенный баланс между формами прямой и представительской демократии. Сложность представления прямой демократии в Армении не сложнее представления вообще демократии в Армении. Если возможно одно, то должно быть возможным и другое. В частности опыт 1988 года является именно армянским опытом прямой демократии. Наше движение предполагает осуществить эту идею в Армении посредством оказания активного содействия росту всех точек, где вырабатывается сопротивление в отношении произвола властей.
- Этот процесс уже начался, для его осуществления есть предпосылки, почва?
- Все и всегда начинается с различных мелких форм общественного сопротивления. Мы уважаем и видим все эти точки, где общество каким-то образом может выражать свое недовольство беспределу системы власти. Пример арабских революций для Армении весьма поучителен. Конечно, у нас у самих есть свой опыт и история сопротивления. Арабский же опыт – это новейший, отличающийся от других форм сопротивления, новыми формами, выявленными в ходе движений в арабских странах. В этом смысле Арабская весна всего лишь олицетворяет новый этап в истории сопротивления человечества произволу властей. Одной из таких новых форм является второстепенность политических партий, их отсутствие в качестве лидеров, возглавляющих движение и агрегацию сопротивления, к примеру, в том же Тунисе или Египте. Думаю, что это уже стало актуальным не только для арабских, но и для европейских стран. В последние месяцы мы видели подобные движения даже в Испании. То есть, мелкие ручейки сопротивления, которые сегодня есть в Армении, в конце концов, вольются в единую «реку прямой демократии, когда граждане возьмут решение вопроса выборов в свои руки и решат этот вопрос не руками у урн, а ногами на улице. Борьба против принятия поправок в закон “О языке”, вокруг защиты культурного наследия Армении, к примеру, летнего кинотеатра “Москва” - первые ростки прямой демократии в Армении, когда граждане начинают верить, что они своими малыми силами могут влиять на решения, касающихся их. То есть, нам не нужно изобретать велосипед, надо просто оглядываться вокруг себя и перенимать опыт у других.
Предпосылки же есть и их немало. За последние 20 лет в Армении появилась искусственная поляризация между богатыми и бедными, когда все национальное богатство страны оказалось в руках менее 5% населения. Как результат мы получили ту маловразумительную экономическую систему, которую имеем сегодня. Национальное достояние находится в руках 40 семей. Если мы осознаем, что в Армении нет никаких предпосылок и условий для гражданской войны, то у нас исчезнет и страх перед глобальной перетряской системы управления. Сегодня я вижу лишь криминальную систему управления, в верхушке пирамиды которой очень мало людей. Я не вижу предпосылок для широкого разделения нашего населения по социальным или этническим критериям, у нас просто нет таких социальных классов и этнических групп, которые могли бы привести к такой антагонистической классовой или этнической борьбе.
- В чем вы видите потенциал развития Армении?
- В человеческом потенциале и пробуждении армянской политической мысли. Говоря об Армении, мы говорим об управлении двухмиллионной страной-городом, которая находится в мире, где живет 7 миллиардов человек и в котором тысячи армян-управленцев управляют огромными социальными объектами. При этом я говорю не только о старой, но и новой армянской диаспоре, то есть людях уехавших из Армении за последние 20 лет и достигших огромных успехов в различных областях, об их возможностях. Думаю, при желании всегда можно найти в мире три-четыре сотни армян, которые смогли бы создать качественное управление для своей маленькой страны. Если завтра армяне всего мира осознают, что современное армянское государство - фикция, то им, несомненно, удастся создать настоящее государство. Иначе говоря, я связываю будущее Армении с пробуждением политического сознания всего армянства. Это сознание начало себя проявлять уже в XVIII, и мы сейчас видим очередной этап его пробуждения.
- Что мешает нашим властям использовать этот потенциал уже сегодня?
- То, что они являются не властями Армении, а лишь временной администрацией, назначенной извне. На повестке дня этой администрации нет вопросов, возникающих изнутри Армении и армянства. Откуда вообще, появился, к примеру, тот же вопрос об иноязычных школах? У нас нет этой проблемы, нет предпосылок для ее решения. В Армении есть лишь вопрос и необходимость повышения качества образования, и армянский язык не виноват, что качество образования в стране неудовлетворительное. Но вопросы общества, не получают никакого отклика у администрации . Эта администрация четко знает лишь одно - она назначается, а не избирается. Соответственно, она четко выполняет все предписания, которые ей диктуют хозяева, будучи неспособной, по своей сути, решать вопросы и проблемы, волнующие ее собственный народ. Самое печальное в том, что «клетки» этой администрации, защищавшие нашу страну и воевавшие за нее в свое время, сейчас оказались поражены социальной «гангреной», отравляя и подвергая опасности весь организм. Думаю, что это уже предельно ясно не только мне, но и всему армянскому обществу.