© Фото: правительство России
Аналитика, 10:13, 14 окт 2025 (UTC+3 MSK)

Россия, Азербайджан и Иран объединяются в грузоперевозках

Читать на сайте Вестник Кавказа
Опубликовано коммюнике по итогам состоявшейся накануне в Баку трехсторонней встречи делегаций России, Азербайджана и Ирана, посвященной развитию грузовых перевозок между странами.

РФ, Азербайджан и Иран создадут три рабочие группы, связанные с развитием транспортного сообщения и грузоперевозок между странами, следует из опубликованного сегодня коммюнике по итогам состоявшейся накануне в Баку трехсторонней встречи между представителями Москвы, Баку и Тегерана.

В документе говорится, что в ходе встречи было обращено внимание на важность дальнейших усилий по развитию транзитного потенциала региона. Стороны также отметили значимость ускорения реализации проектов по развитию и диверсификации транспортных коммуникаций. В связи с этим была подчеркнута роль синхронных работ по расширению инфраструктуры вдоль международного транспортного коридора "Север-Юг".

Кроме того, участники встречи указали на необходимость упрощения процедур, связанных с пересечением границ и цифровизацией различных операций (транспортных, пограничных и таможенных) на всем протяжении коридора "Север-Юг".

Рабочие группы

В коммюнике также говорится о создании трех рабочих групп.

Во-первых, в документе отмечена необходимость шагов для увеличения объема перевозок по МТК "Север-Юг" до 15 млн т и обеспечения непрерывного роста грузопотока.

"Достигнута договоренность о создании рабочей группы для подготовки в течение 3 месяцев Плана действий по реализации запланированных мероприятий"

– коммюнике

Во-вторых, участники встречи достигли договоренности о формировании специальной Рабочей группы по автомобильным перевозкам. В нее войдут представители таможенных, пограничных и транспортных ведомств РФ, АР и ИРИ.

В-третьих, согласно коммюнике, стороны с удовлетворением отметили подписание положения о трехсторонней рабочей группе по взаимодействию таможенных органов, задачей которой станет содействие транзитным перевозкам между Россией, Азербайджаном и Ираном.

Участок Решт-Астара, мост Агбенд-Келале, электросети

Часть коммюнике посвящена конкретным объектам, над которыми стороны ведут работу.

"Была отмечена значимость завершения строительства железнодорожной линии Решт-Астара, а также соответствующего железнодорожного терминала, являющегося одним из компонентов коридора, для полной реализации международного транспортного коридора "Север-Юг""

– коммюнике

Далее на встрече было обращено внимание на большое значение завершения работ по строительству автомоста "Агбенд-Келале" через реку Араз. Речь шла в том числе и о строительстве погранично-пропускных пунктов, в контексте укрепления связей между странами.

Участники встречи также сочли целесообразным продолжение обсуждений технических деталей проекта соединения электросетей между Россией, Азербайджаном и Ираном.

Кроме того, стороны договорились сегодня провести совместный осмотр важных инфраструктурных проектов в рамках МТК "Север-Юг".

Транспортный треугольник РФ-АР-ИРИ

Преподаватель экономического факультета РУДН, политолог Фархад Ибрагимов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о продвижении трехстороннего диалога России, Азербайджана и Ирана по сотрудничеству в транспортно-логистической сфере.

"Стороны ведут все к тому, чтобы достичь практических результатов в вопросе совершенствования многосторонних грузоперевозок. Иранская сторона довольно скрупулезно подходит к решению этого вопроса, исходя из того, что есть объективные логистические проблемы, проблемы экономического характера и, конечно, проблемы политической воли. В целом иранские элиты согласны на то, чтобы маршруты поставок товаров из России в южном направлении были запущены через Иран, так как это придаст импульс развитию иранской экономики и повысит геополитический престиж ИРИ. Но практической отдачи с иранской стороны пока нет", - прежде всего сказал он.

"Поэтому, в частности, встает вопрос об участии других стран в развитии логистики на территории Ирана, и по этой теме есть что обсудить в трехстороннем формате. Готовы ли Азербайджан и Россия инвестировать в иранские дороги? Если готовы, то дело пойдет быстрее. Мы прекрасно понимаем, что это нужно и Москве, и Баку, а Тегеран, испытывающий значительные экономические сложности из-за санкционного давления, не может выделять значительное финансирование на тот же коридор "Север-Юг". Так что трехсторонняя встреча в Баку прошла как нельзя вовремя. Мы увидели, что намечена дорожная карта того, как реализовать проект "Север-Юг" в среднесрочной перспективе. Будем надеяться, что при участии России и Азербайджан иранская часть железнодорожного маршрута западной ветки коридора будет все-таки завершена", - отметил Фархад Ибрагимов.

Востоковед подчеркнул, что Иран настроен на всемерное расширение любых контактов как с Россией, так и с Азербайджаном. "Иран в целом заинтересован в том, чтобы его отношения с Азербайджаном и Россией сохранялись, развивались и во всяком случае не претерпевали негативных изменений. Иран сейчас не видит препятствий для сотрудничества с Россией и Азербайджаном, напротив, у него сейчас подъем в связях с этими странами. С Азербайджаном происходит серьезное расширение взаимоотношений в политике. С Россией подписан стратегический договор, ориентированы на развитие связей во всех сферах. Наши проекты логистического и энергетического характера укладывается в эту логику, включая проект общих энергосетей России, Азербайджана и Ирана. В целом нас много что объединяет. Вопрос лишь во времени реализации проектов и в финансировании", - заключил он.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ