© Фото: Анастасия Тесемникова/ “Вестник Кавказа“
Статьи, 20:08, 25 сен 2025 (UTC+3 MSK)

Почему европейцы стали признавать Палестину и что ей даст это признание?

Читать на сайте Вестник Кавказа
По Европе прокатилась волна признаний Палестины. К странам, признавшим независимость Палестинского государства, присоединились Великобритания, Канада и Австралия, Португалия и Франция. Почему государства, так или иначе поддерживавшие Израиль, встали на сторону Палестины?

Формула "два государства для двух народов" не работает

Много лет основой урегулирования палестино-израильского вопроса считалась формула «два государства для двух народов», однако переговоры между Израилем и Палестиной зашли в тупик. Расширение израильских поселений на Западном берегу делает создание жизнеспособного палестинского государства все более призрачным. В этих условиях признание Палестины становится для многих стран способом сохранить идею двух государств и подтолкнуть решение проблемы в обход зашедшего в тупик переговорного процесса.

По мнению правозащитных организаций, оккупация палестинских территорий, строительство израильских поселений (считающихся незаконными по международному праву), контроль над границами и ресурсами нарушают базовые права палестинцев. Особенно остро этот вопрос встает на фоне боевых действий в Газе, когда гибель мирных жителей вызывает резкую критику со стороны мирового сообщества. Признание Палестины для многих стран - способ оказать давление на Израиль с целью соблюдения международного права. И здесь взгляды и истинные устремления разных стран кардинально расходятся.

Позиция бывших колоний

Позиция многих государств Азии, Африки и Латинской Америке ясна и понятна. Эти страны, особенно бывшие колонии, видят в палестинцах народ, борющийся за национальное самоопределение и независимость от израильской оккупации. Они проводят параллели с собственной историей антиколониальной борьбы. Создание Израиля в 1948 году, которое палестинцы называют «катастрофой», привело к массовому переселению палестинцев, и последующая оккупация Западного берега реки Иордан и сектора Газа в 1967 году воспринимается как продолжение той несправедливости.

Позиция мусульманского мира

Также ясна позиция арабского и мусульманского мира, для которых поддержка Палестины долгое время была краеугольным камнем внешней политики и вопросом солидарности. Хотя в последние годы некоторые страны (например, ОАЭ, Бахрейн, Марокко) нормализовали отношения с Израилем, тем не менее публичная поддержка Палестинского государства остается важным элементом легитимности их правительств в глазах собственного населения.

Позиция Турции

Здесь особняком стоит Турция, для которой палестинская проблема остается вопросом исторической справедливости, религиозной идентичности и внутриполитического рейтинга. Турция – один из крупнейших доноров Палестины, оказывающих ей гуманитарную помощь. Не стоит забывать и о возрастающей роли Турции в качестве основного игрока региона и желании утвердить себя как одного из лидеров мусульманского мира.

Позиция Китая

Так же в этом вопросе позиционирует себя Китай, стремящийся к укреплению своего имиджа ответственной глобальной державы, защищающей интересы развивающихся стран и усиливая влияние на Ближнем Востоке в противовес США.

Позиция Франции и других европейских стран

Наибольший интерес вызывает позиция европейских стран, до недавнего времени считавшихся опорой Израиля. Для Парижа признание Палестины - не спонтанный шаг, а результат сложного переплетения внутренней политики, внешнеполитических амбиций и реакции на текущий кризис.

Франция исторически претендует на особую роль на Ближнем Востоке, имея там традиционные интересы и связи со времен деколонизации. В последние годы ее влияние ослабевало на фоне растущей роли США, России и Китая. Теперь Париж пытается позиционировать себя как независимого игрока, отличного от США, которые безоговорочно поддерживают Израиль. Президент Франции Макрон неоднократно заявлял, что признание должно быть не единичным, а скоординированным действием на уровне ЕС. Лидируя в этом процессе, Франция усиливает свою роль внутри Европейского союза.

Такая позиция Франции и нескольких других государств вызвана несогласием с позицией США по некоторым вопросам, в том числе касающихся ситуации с Украиной.

Кроме того, война в Газе после 7 октября 2023 года вызвала во Франции, как и во многих других европейских странах, общественный резонанс. Во Франции проживает крупнейшая в Европе еврейская община и одна из крупнейших мусульманских общин. Массовые протесты в поддержку Палестины, особенно среди молодежи и левых избирателей, заставили правительство отреагировать. Признание Палестины - способ показать, что власти слышат часть общества, требующую действий против политики Израиля.

Огромные жертвы среди мирного населения Газы сделали традиционную дипломатическую осторожность неприемлемой. Признание государства рассматривается как конкретный шаг для изменения статус-кво и защиты прав палестинцев.

Кроме того, Франция, как и многие западные страны, официально придерживается формулы «два государства для двух народов», но на практике этот процесс мертв.

Важную роль играет и поддержка Палестинской администрации. Идея заключается в том, чтобы усилить умеренное руководство Махмуда Аббаса, предоставив ему дивиденды в виде международной легитимности. Это попытка противостоять радикальным силам, таким как ХАМАС, которые используют отчаяние палестинцев из-за отсутствия политических перспектив. Логика такова - если мы не дадим палестинцам надежду на государственность, радикалы будут только укрепляться.

Создается впечатление, что попытки признания Палестины сигнализируют Израилю о том, что его политика может иметь серьезные международные последствия. Угроза признания Палестины становится новым рычагом давления, чтобы заставить Израиль считаться с международным правом и вернуться к переговорам.

О некой профилактической направленности инициативы свидетельствует фраза Макрона о том, что признание должно быть не эмоциональной реакцией, а результатом «решительной дипломатии». Макрон не говорил о немедленном признании, как Ирландия или Норвегия, а предложил сделать это в подходящий момент как часть скоординированного европейского подхода. Франция настаивает, что признание должно быть частью процесса, который включает реформы Палестинской администрации и в то же время гарантией безопасности для Израиля.

Словом, инициатива Франции и других государств признать Палестину происходит отнюдь не из желания навредить Израилю. Они видят в этом шаге последний действенный инструмент для того, чтобы остановить сползание к одному государству с неравными правами, спасти умеренных палестинских лидеров от маргинализации и вернуть себе утраченные позиции миротворца на Ближнем Востоке. Это комбинация прагматичной внешней политики и реакция на мощное внутреннее давление левых сил, которые в условиях нарастающего влияния правых, используют любую возможность для проявления негативной реакции на ущемление чьих бы то ни было прав. Причем реакция эта сопровождается погромами и нарушением общественного порядка.

Что даст Палестине признание?

Признание Палестины не означает, что у нее появятся четкие границы или полноценный суверенитет, но оно:

  • повышает статус Палестинской автономии на международной арене
  • позволяет Палестине присоединяться к международным организациям (например, Международному уголовному суду), где она может пытаться привлекать Израиль к ответственности
  • создает моральное и политическое давление на Израиль и его союзников.

Важно, что признание Палестины как государства не означает поддержку действий ХАМАС. Цель - усилить умеренных палестинских лидеров и вернуть политическое решение конфликта в центр внимания.

Признание палестинского государства – не игра против Израиля, а сложная комбинация принципиальной позиции по международному праву, геополитических расчетов и реакции на текущие гуманитарные кризисы.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ