В чем секрет популярности иранского кино?
Читать на сайте Вестник КавказаВторая волна иранского кино
Прорыв на международные кинорынки стал возможен после появления группы молодых режиссеров ("вторая волна" иранского кино), соединивших национальный колорит сюжетной линии фильмов с самыми современными техническими приемами подачи визуального материала. К их числу относились Аббас Киаростами, Мохсен Махмальбаф, Маджид Маджиди.
Аббас Киаростами стал классиком иранского кино, режиссером международного уровня, первым завоевав высшую награду Каннского кинофестиваля с фильмом "Вкус вишни" в 1997 году. Маджид Маджиди и его работа "Цвет рая" - поэтическая притча о слепом мальчике - заслужили восторженные оценки международных кинокритиков.
Несмотря на достаточно сложные отношения с властями страны, Киаростами всегда подчеркивал, национальный характер своего творчества:
Когда вы берете дерево, уходящее корнями в землю, и переносите его с одного места на другое, дерево больше не будет плодоносить. И если это произойдет, фрукты будут не такими вкусными, какими были на своем первоначальном месте. Это правило природы. Я думаю, что если бы я уехал из своей страны, я был бы таким же, как дерево.
Поэтичность, аллегоричность повествования в сочетании с реалистической подачей материала, подчеркнутый интерес к жизни иранской глубинки, "простых людей" стали визитной карточкой этого поколения иранских кинематографистов. Некоторые критики указывают на "родство" стилистики иранского кино 1990-х с творческими принципами итальянского неореализма и французской "новой волны". Но в данном случае речь идет не о заимствовании приемов, а об их самобытной, творческой переработке.
Показателем странового успеха стал уникальный факт - в 2006 году шесть иранских фильмов разных жанров были представлены на Берлинском кинофестивале.
Третья волна иранского кино
Новое поколение иранских кинематографистов, "третья волна", продолжает развивать традиции своих предшественников и учителей. Триумфатором Каннского фестиваля 2021 года (Гран-при конкурса) стал фильм "Герой", снятый Асгаром Фархади, одним из наиболее известных иранских кинодеятелей. В 2012 году Фархади был включен в ежегодный список самых влиятельных людей мира, составленный изданием Time.
Режиссер добился уникального для иностранных авторов результата, дважды получив премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (драма "Разлука" (2011) и "Коммивояжер" (2016)). О его творческих предпочтениях говорит список из 10 любимых фильмов мирового кинематографа, в который Фархади включил такие ленты как: Расемон (Япония, 1950), Большая дорога (Китай, 1935), Крестный отец (США, 1972), Токийская история (Япония, 1953).
Один из фильмов еще одной ключевой фигуры "третьей волны" Джафара Панахи "Такси" шел в российском прокате. Формально, у ленты нет режиссера, Панахи 80 минут "отрабатывает" водителем такси, снимая на камеру разговоры со своими клиентами и демонстрируя все базовые "срезы" современного иранского общества. Критики Hollywood Reporter отметили:
Удивительно, но Панахи превращает предельно простой и экономичный формат камеры внутри автомобиля в нечто, соответствующее его собственному художественному состоянию и раскрывающее глаза на иранское общество.
Национальное иранское кино
Однако иранское кино это не только международно признанные авторы, но и огромный пласт национального кино, ориентированного на внутренний рынок. К числу наиболее популярных жанров среди иранской аудитории относятся исторические ленты и драмы. В последние годы спросом пользуется кино на военную тему.
Российские зрители могли смотреть фильм "Дамасское время", фильм 2018 года режиссера Эбрахима Хатамики, повествующий о противоборстве иранского экипажа грузового самолета "Ил", эвакуирующего мирных граждан на востоке Сирии, с террористами.
Командующий силами "Кудс", ныне покойный Касем Сулеймани, назвал этот фильм "шедевром". Действительно, по накалу страстей и закрученности сюжета лента ничуть не уступает голливудским блокбастерам. Не поскупились и на технику. Как отметил один из пользователей ЖЖ:
Т-72, Т-54, БМП-1, полтора десятка боевых пикапов, в том числе очень колоритные, ИЛ-76, МиГ-29, Ми-8, Су-25. Хороший фильм, рекомендую к просмотру.
Важной особенность современного иранского кино стал значительный процент женщин-режиссеров – он выше, чем в большинстве западных стран. Возможно, что кто-то из их числа составит новую – "четвертую волну" иранского кинематографа. Фундамент для развития очень прочный.