Как Ирану удается создавать одни из лучших фильмов в мире
Читать на сайте Вестник КавказаЧетыре иранских кинокартины вошли в Топ-100 лучших фильмов на иностранном языке, согласно опросу BBC Culture. Хамид Дабаши рассказывает о главных вехах иранского кинематографа. Три картины режиссера Аббаса Киаростами – "Крупный план" (39), "Где дом друга?" (94) и "Вкус вишни" (97) вошли в Топ-100 лучших фильмов на иностранном языке по версии BBC Culture. Фильм Асгара Фархади "Развод Надера и Симин" занял в рейтинге 21 место.
Не вызывает удивления ни то, что в этот список попало сразу несколько величайших картин иранского кино, ни то, что были выбраны именно эти фильмы. Конечно, можно назвать много других кинолент, которые могли бы в нем оказаться, но никто не станет отрицать важнейшее значение этих четырех картин и присутствие режиссера Киаростами среди мэтров мирового кинематографа. Столетняя история иранского кино подарила миру удивительные кинематографические работы, благодаря которым эти иранские режиссеры попали под пристальное внимание мировой общественности.
В основном критики, которые принимали участие в опросе BBC Culture, знакомы с иранскими и другими иностранными фильмами по программам таких кинофестивалей, как Каннский, Венецианский, Берлинский и фестиваль в Локарно. Ведь они более известны, чем другие фестивали в США, Японии, Корее, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Путь иранских картин на эти крупнейшие кинофестивали был долгим и извилистым. Исторически иранское кино формировалось вне территориальных границ государства – от Ост-индских киностудий в Индии, на которых снимались первые иранские фильмы, до европейских кинофестивалей.
Ни разу за свою долгую историю иранский кинематограф не ограничивал себя своей национальной территорией. Первый иранский звуковой фильм "Девушка-лурка" 1932 года, который также известен под названием "Иран прошлого и Иран будущего", был создан Ардеширом Ирани и Абдольхоссейном Сепантой в Бомбее на студии Imperial Film Company. Идеи, заложенные в этой картине, отражают кросскультурное мировоззрение – от европейской культуры до культур Османской и Российской империй, от Египта до Индии, что было характерно также для развития персидской поэзии, прозы и иранского искусства.
Форуг Фаррохзад (1935-1967), выдающаяся поэтесса своего времени, стоит особняком в истории иранского кино. Своим коротким документальным фильмом "В доме темно" (1962) Фаррохзад поставила иранский кинематограф на путь новаторского творчества, с которого он с тех пор не сходил. "В доме темно", съемки которого проходили в лепрозории, представляет собой уникальное и революционное сочетание фактов и вымысла.
1960-е стали судьбоносным десятилетием для иранского кино. "Корова" (1969) режиссера Дарьюша Мехрджуи была тайно вывезена из Ирана и показана в 1971 году на Венецианском кинофестивале, где фильм выиграл приз кинокритиков. Затем показ картины на Берлинском фестивале укрепил ее международное признание, что стало поворотным моментом для развивающегося иранского кинематографа. "Корова", сценарий которой основан на рассказе Голамхосейна Саэди, с помощью интересных визуальных и повествовательных приемов рассказывает историю удивительных, человеческих отношений между селянином и животным.
Хотя в 1970-е годы в иранском кинематографе происходило много важных событий, мировое внимание было приковано к исламской революции 1977-1979 годов. Но мир снова обратил свой взор на иранское кино после выхода в 1984 году выдающейся картины Амира Надери "Бегун", которая стала настоящим открытием на кинофестивале трех континентов в Нанте. Фильм снимали на юге страны во время ирано-иракской войны (1980-1988). "Бегун" создал свой уникальный кинематографический мир, описав уединенную жизнь мальчика, который обожает бегать, чему Надери придавал особое глубокое, аллегорическое значение.
Сразу после мирового успеха "Бегуна" мир заметил Аббаса Киаростами. В 1985 году состоялась премьера его фильма "Где дом друга?" на фестивале в Локарно. К этому времени Киаростами был уже известным режиссером в Иране, но успех в Европе неожиданно поставил его в один ряд с "Похитителями велосипедов" Витторио де Сики, "Токийской историей" Ясудзиро Одзу и "Миром Апу" Сарбоджайя Рэя. Его творчество стало значимым и влиятельным во всем мире.
Если Киаростами был признан ведущим иранским режиссером, то семья Махмальбаф заставила посмотреть на иранское кино под кардинально другим углом, особенно после премьеры в 1998 году на Каннском кинофестивале фильма "Яблоко" 18-летней Самиры Махмальбаф. Я был там и видел, как мировое восприятие Ирана резко изменилось за один вечер – от злого бородатого мужчины (Хомеини) до улыбающегося светлого лица юного режиссера. Это был поворотный момент в мировом понимании иранского кино и Ирана в целом.
В первом десятилетии XXI века Джафар Панахи выиграл международную премию критиков со своим фильмом "Круг" (1999), который впервые был показан на фестивале в Венеции. Панахи был учеником Аббаса Киаростами. Он взял от своего учителя лучшие кинематографические приемы и применил их к социально-политической темам, которые никогда не интересовали Киаростами. Поначалу он делал это очень аккуратно и деликатно. Но вскоре его арестовали за политическую деятельность в "Зеленом движении" (2008-2010) и посадили в тюрьму.
Невероятный взлет Асгара Фархади изменил представление о том, какие фильмы могут снимать в Иране. Семейная драма Фархади "Развод Надера и Симин" (2011) получила "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке в 2012 году. А пять лет спустя фильм "Коммивояжер" (2016) был удостоен той же награды. Фархади попал в кино из театра, поэтому его фильмы глубоко драматичны. Искусная операторская работа Махмуда Калари, главного оператора Фархади, детально передает эту драму в кадре.
Благодаря широкому прокату лучшие образцы иранского кино получили мировое признание. Это очень важно, ведь отклик мирового зрителя позволяет национальному кинематографу развиваться и вдохновляет последующие поколения иранских режиссеров.
Конечно, не все фильмы получают признание, которого заслуживают. Среди выдающихся иранских режиссеров, так и не получивших широкую известность, Фаррух Гхаффари, Ибрагим Голестан, Бахман Фарманара, а также потрясающие женщины-режиссеры, внесшие огромный вклад в иранское киноискусство – Рахшан Банитемад, Маржеш Мешкини, Манижех Хекмат.
Кроме того, за пределами Ирана выросло новое поколение иранских кинематографистов, главные представители которого Рамин Бахрани ("На запчасти", 2007) и Ширин Нешат ("Женщины без мужчин", 2009). Сегодня эти режиссеры, творчество которых корнями уходит в традиции иранского кинематографа, строят будущее иранского кино за рубежом.