В Армении начались "акции неповиновения". Будет ли революция?
Читать на сайте Вестник КавказаУчастники акции протеста в Еревана перекрыли улицы в центре города, они требуют отставки армянского премьера Никола Пашиняна.
Отмечается, что перекрыты ключевой проспект Мясникяна, который связывает центр Еревана с окраинами, а также улица Абовяна. По данным МВД Армении, поймано более 150 митингующих.
Напомним, 9 мая на митинге перед зданием правительства Армении архиепископ Баграт Галстанян призвал Пашиняна уйти в отставку. Акции протеста проводились также в субботу и воскресенье.
К митингующим также примкнули и студенты Ереванского государственного университета. Протесты также проходили и в других частях Армении.
Ждать ли новой революции в Армении?
Как отметил старший аналитик "Вестника Кавказа" Андрей Петров, очередная волна антипашиняновских протестов закончится тем же, чем закончились все предыдущие – сойдет на нет. "Власть режима Пашиняна оказалась под серьезным ударом 4,5 года назад, когда армянский премьер подписал капитуляцию Армении в Карабахской войне. Тогда у армянской оппозиции был максимум шансов перевернуть политическую ситуацию в свою пользу и вернуть контроль над республикой, поскольку Никол Пашинян, добровольно согласившийся на прекращение боевых действий в Азербайджане и вывод оттуда большей части выживших армянских оккупационных сил, находился в самой уязвимой позиции. С ноября по апрель, пока власти не согласились на проведение внеочередных парламентских выборов, мы наблюдали за тем, как оппозиция пыталась эти шансы реализовать – и за тем, как все их попытки заканчивались с нулевыми результатами", - прежде всего напомнил он.
"У того, что Никол Пашинян удержал власть в своих руках после капитуляции в Карабахской войне – да и в ходе внеочередные парламентских выборов – было два фактора. Во-первых, "грузинская" модель политического поля: оппозицией действующим властям почти исключительно являлось (и является до сих пор) прежнее руководство республики, свергнутое армянскими гражданами в 2018 году. При всем недовольстве Пашиняном люди не перестали его поддерживать, поскольку альтернатива – возвращение ненавистного карабахского клана Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, 20 лет оккупировавшего Армению – была еще хуже. Многое тогда говорилось о необходимости "третьей силы", но ей неоткуда было взяться, ведь "третьей силе" пришлось бы противостоять не только команде Пашиняна, но и армянским националистам как в республике, так и в диаспоре – единственной политической группе, по-настоящему заинтересованной в борьбе с действующими властями", - обратил внимание Андрей Петров.
"Во-вторых, Никол Пашинян реализовал скрытый запрос армянского общества на прекращение Карабахской войны. В медиа-пространстве мы видим активистов, но на выборах решает молчаливое большинство, а оно голосует за тех, кого считает исполнителем своих интересов, а не интересов тех или иных элит. Молчаливое большинство Армении проявило себя в 2018 году, когда массово вышло на улицы протестовать против засилья карабахских сепаратистов во властных кабинетах (тогда в акциях неповиновения участвовал примерно каждый десятый совершеннолетний гражданин Армении), и оно же показало свое отношение к прекращению боевых действий в Азербайджане, оставшись дома, несмотря на призывы оппозиции свергнуть проигравшую войну власть. С одной стороны, люди понимали, что им уже не придется отправлять на чужие земли, на фронт, на смерть своих сыновей, мужей и отцов, ведь война закончена. А с другой стороны, они видели, что оппозиция хочет новой войны и новой смерти для армянских граждан. Выживание Никола Пашиняна в таких условиях было неизбежно", - подчеркнул старший аналитик "Вестника Кавказа".
"За прошедшую с весны 2021 года трехлетку позиции команды Никола Пашиняна в Армении только укрепились. Все это время оппозиция не переставала организовывать акции с лозунгами вроде "Никол – предатель!", "Никол – турок", поскольку больше ей просто нечего делать, ведь в парламенте кочаряновская и саргсяновская фракции даже вместе ничего не решают, но на работу правительства они никак не влияли. Когда Никол Пашинян отдал распоряжение о закрытии сепаратистского проекта в Ханкенди после суточной антитеррористической операции ВС Азербайджана в Карабахском экономическом районе, в Армении не произошло фактически ничего. Политологи годами рассказывали, что в случае гибели очага армянского сепаратизма в Азербайджане Пашинян будет немедленно убит националистами, но премьер-министру даже не пришлось долго прятаться от публики в ожидании, пока улягутся очередные страсти. Армения встретила падение "миацума" пожатием плеч", - указал он.
"Кардинальным отличием Армении после 20 сентября 2023 года от Армении после 9 ноября 2020 года стала тщательная подготовка общественного мнения властями к неизбежности неприятного для националистов события. Последние 44 дня Карабахской войны были непрекращающимся шоком для армянского общества – разрывы шаблонов о "непобедимости армянских львов" происходили ежедневно – в то время как к закрытию сепаратистского проекта в Азербайджане команда Никола Пашиняна подводила людей постепенно. Власти приучали граждан к мысли, что Ереван ничего здесь поделать не может, армянская армия разгромлена и бессильна, а Баку в любое удобное для него время обязательно восстановит конституционный строй Азербайджанской Республики на всей территории Карабахского экономического района. И люди видели, как это происходит: сначала бесперебойная акция протеста азербайджанских экоактивистов на Лачинской дороге, затем установка азербайджанского ППП на въезде из Армении в Лачинский район – так что антитеррористические меры 19-20 сентября уже никого не шокировали. Их ждали", - пояснил Андрей Петров.
"На этом фоне не приходится ожидать, что новый сезон антиправительственных выступлений – организуемый все теми же карабахскими сепаратистами Кочаряном и Саргсяном под прикрытием армянской Апостольской Церкви – сможет добиться того, чего не добились оппозиционеры ни после капитуляции Еревана в Карабахской войне, ни после ликвидации сепаратистского проекта в Ханкенди. Долгожданная делимитация армяно-азербайджанской границы с мирным возвращением под контроль Баку четырех сел в Газахском районе Азербайджана – только информационный повод для того, чтобы вывести на ереванские улицы хоть какое-то число протестующих. В конце 2020 года азербайджанские войска появились на всем протяжении восточной границы Сюникской области, и тогда культивируемые националистами страхи жителей приграничных сел – а их было гораздо больше нынешних четырех на границе с возвращенной частью Газахского района – никак не повлияли на прочность власти Никола Пашиняна. Не повлияют они и сейчас, как бы оппозиция ни старалась. Вменяемые люди в Армении не хотят возвращения прежнего страшного времени бесплодной войны против Азербайджана, и их по счастью в республике большинство", - выразил уверенность старший аналитик "Вестника Кавказа".
"Стоит также добавить, что уже с формальной точки зрения у "общественного движения", условно возглавляемого священником, нет никаких перспектив реального участия в политической жизни современного армянского государства. Армения – парламентская республика, власть в ней избирается путем парламентских выборов, после которых большинством в Национальном собрании назначается премьер-министр. Баграт Галстанян не является членом какой-либо партии и не создает свою партию, он архиепископ ААЦ, которая не является политической организацией и не участвует в парламентских выборах. Если вдруг Никол Пашинян подаст в отставку и согласится на внеочередные парламентские выборы, за кого Галстанян позовет голосовать своих последователей? Очевидно, за его реальных спонсоров – националистов из кочаряновского блока "Армения". Но в таком случае на голосовании лидером опять станет пашиняновская партия "Гражданский договор" – единственная в Армении политическая сила, которая продвигает страну к нормальному человеческому будущему. Молчаливое большинство снова скажет противникам Пашиняна свое веское "нет"", - заключил он.