Первый глобальный кризис в области энергетики разразился в мире
Читать на сайте Вестник КавказаСейчас в мире протекает первый действительно глобальный кризис в сфере энергетики, об этом заявил исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бирол.
"Мы посреди первого по-настоящему глобального кризиса. Наш мир никогда не был свидетелем такого глубокого и сложного энергетического кризиса", - пояснил он в интервью телеканалу CNBC.
По словам исполнительного директора МЭА, катализатором изменений стало начало конфликта на Украине: до 24 февраля Россия была экспортером нефти, газа и угля "номер один", но потом случился серьезный поворот на рынках энергетических ресурсов.
По мнению Бирола, рынки нефти и газа останутся сильно волатильными, пока не будет урегулирована ситуация на Украине.
Он уточнил, что политические вопросы вне его компетенции, но все же подчеркнул, что возможности "плавного" энергетического перехода в текущих условиях нет.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в действительности глобальный энергетический кризис разразился не в феврале 2022 года, а еще осенью 2021 года. "Еще прошлый отопительный сезон зимы 2021/2022 годов Европа проходила с ценами на газ выше $1000 за тысячу кубометров. Это и есть кризис. Весь 2021 год нефть и газ дорожали. В этом плане конфликт на Украине и последующие санкции против России просто усугубили этот дефицит, который и так был на мировом рынке. Поэтому кризис ужесточился, но в реальности он возник не из-за России, соответственно, он и закончится вне зависимости от того, чем закончится конфликт на Украине", - сказал он.
Игорь Юшков подчеркнул, что главный фактор глобального энергетического кризиса – дефицит инвестиций. "Цены так выросли прежде всего потому, что европейские политики запугивали энергетические компании, говорили им, что не нужно вкладывать деньги в традиционную энергетику, то есть в нефть, газ и уголь, нужно вкладывать только в возобновляемую энергетику. Политики анонсировали энергопереход, скорое и радикальное сокращение потребления ископаемого топлива в странах ЕС, а значит и уменьшение импорта нефти, газа и угля, которые европейцам станут не нужны. Компаниям обещали, что им придется конкурировать только в Азии, а из-за того, что Европа перестанет потреблять углеводороды, на азиатских рынках возникнет переизбыток предложения и цены упадут", - напомнил экономист.
"Из-за таких заявлений топливные компании, которым каждый день рассказывали об энергопереходе на протяжении многих лет, не спешили вкладываться в новые проекты. Старые стали истощаться, а на смену им новые не пришли Так и возник дефицит. И чтобы глобальный энергокризис завершился, нужно ликвидировать дефицит, а не остановить конфликт на Украине. В самой природе энергокризиса есть один из факторов его завершения. Из-за высокой стоимости углеводородов начинается рецессия в мировой экономике, в итоге снижается объем потребления энергоресурсов, и в какой-то момент он сравняется с объемом поставок. Таким образом рынок отбалансируется", - прогнозирует Игорь Юшков.
"Другой сценарий – это ввод в эксплуатацию новых заводов по сжижению газа, прежде всего в США и в Катаре. Эта волна начнется и будет идти с 2025 года по 2030 год. Это новое, дополнительное предложение на мировой рынок, призванное ликвидировать дефицит. Но непонятно, насколько будет расти мировой объем потребления газа. Может оказаться так, что новые объемы просто покроют новое потребление, а дефицит никуда не денется. Что касается конфликта на Украине, то он усугубляет кризис, но не является его причиной. Соответственно, завершение энергокризиса произойдет по экономическим причинам, а не по политическим", - заключил эксперт.