Россия проложит свой путь на Восток за $30,8 млрд
Читать на сайте Вестник КавказаМинтранс России презентовал проекты, которые должны стать основой модели развития страны в "сложившейся геополитической реальности", пишут "Ведомости". До 2030 года Россия может вложить до $30,8 млрд в развитие проектов по строительству железнодорожной инфраструктуры в Казахстане, Монголии и Китае.
По данным издания, деньги планируется направить на строительство трех новых железнодорожных пунктов пропуска на российской границе, а также на строительство 369 км железнодорожных путей в России и 3000 км в Казахстане, Монголии и Китае. Отмечается, речь может идти как минимум о семи масштабных стройках, которые могут завершены за семь лет.
Самый крупный проект - международный транспортный коридор Россия-Монголия-Китай, он включает строительство железной дороги по маршруту Элегест-Кызыл-Курагино, 226 км железной дороги в Монголии до границы с Китаем, а также 56 км по маршруту Лесозаводск-Хулинь (Китай).
Также в Минтрансе предлагают снова открыть закрытый около 20 лет назад пограничный переход Джалинда-Мохэ (КНР), модернизировать пункт пропуска Соловьевск-Эрэнцав (Монголия) с продлением ж/д путей до границы с Китаем. Еще один железнодорожный погранпереход в Китай предлагается построить в Забайкальском крае.
Кроме того, как пишут "Ведомости", Россия может проложить транзитную ветку в Казахстане Аягоз-Бахты с выходом к границе с Китаем.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин в первую очередь отметил, что речь, скорее всего, идет о тех проектах, которые обсуждались во время недавнего визита в Монголию министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
"Во-первых, насколько я знаю, с Китаем этот вопрос не обсуждался, по крайней мере, до визита. Во-вторых, есть много других проектов таких же, через Казахстан, и различных транспортных коридоров. Китай с осторожностью относится к своим отношениям с Монголией, и в Монголии тоже есть разные аспекты отношений. В частности, Китай даже один раз принимал санкции, де-факто санкции, хоть это и не называлось санкциями, против Монголии, когда туда приезжал Далай-лама. Поэтому тут надо посмотреть все обстоятельства и прежде всего как следует это с Китаем обсудить. Я не могу сказать, что он однозначно захочет подключиться к этим проектам", - считает эксперт.
Он также отметил, что транспортный коридор через Монголию будет иметь большее значение для российско-монгольской торговли, а не для российско-китайской. "Россия и Монголия были дружественными странами, в советской время много предприятий в Монголии было создано с помощью Советского Союза. Но потом Россия как-то ослабила внимание к Монголии. Поэтому данный проект, прежде всего, сыграет большую позитивную роль в развитии двусторонних отношений", - заявил директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО.
Александр Лукин добавил, что торговля с Китаем растет и сейчас. "Что касается Китая, то с ним торговля и так растет, она довольно большая. Китай - российский первый торговый партнер. Если он подключится - да, это внесет какой-то вклад, но не думаю, что этот вклад будет такой уж крупный по сравнению с другими проектами", - заключил он.