Азербайджанский газ входит в приоритеты Европы

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вице-президент bp по Каспийскому региону Бахтияр Асланбейли сообщил сегодня на открытии 16-1 Бакинской летней энергетической школы в Университеты ADA, что увеличение импорта азербайджанского газа в настоящее время входит в число приоритетов Европы в энергетической политике.

"30-летнее партнерство bp и Азербайджана продолжает быть успешным. Мы уже запустили два больших проекта, продлили контракты до 2050 года. Мы также уделяем большое внимание социальным и образовательным проектам, проектам по охране окружающей среды", - сказал он.

Вице-президент SOCAR Кянан Наджафов, в свою очередь, обратил внимание, что для роста как добычи, так и поставок азербайджанского газа в Европу потребуется активное вовлечение в азербайджанскую нефтегазовую отрасль инвесторов.

"Важными направлениями нашей энергетической политики являются привлечение большего числа инвесторов и, конечно, развитие сферы возобновляемых источников энергии", - заявил он, добавив, что вопрос роста экспорта газа в ЕС стоит на повестке дня Азербайджана.

Напомним, что в настоящее время Азербайджан экспортирует газ в Евросоюз по "Южному газовому коридору", при этом мощность европейской части трубопровода TAP составляет всего 10 млрд кубометров газа в год, и все они законтрактованы на годы вперед. Поэтому возникает вопрос, откуда могут взяться дополнительные поставки?

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, Азербайджан подчеркивает необходимость масштабных инвестиций для расширения газового экспорта в Европу по той причине, что текущие возможности республики уже используются на 100%. "Для того, чтобы Европа могла приобрести азербайджанский газ в больших объемах, невозможно просто открыть некий условный кран или включить рубильник. Во-первых, необходимо разрабатывать месторождения в частности, "Апшерон" на глубоководье Каспия, и его разработке требуются инвестиции, причем речь идет о крупных капиталовложениях на уровне если не "Шахдениза", то точно не меньше $15-20 млрд", - прежде всего указал он.

"Во-вторых, чтобы нарастить экспорт в Европу, нужно расширить инфраструктуру доставки. Европа сейчас говорит, что желает в два раза увеличить импорт азербайджанского газа, а значит, нужно инвестировать в насосные станции и другое газовое оборудование. Причем не просто прийти, дать деньги и ждать, когда все реализуется, а включить инвестиционное сотрудничество с Азербайджаном в газовой сфере в число приоритетных проектов и финансировать по привлекательной процентной ставке. Пока таких нормативных документов, подобных тем, по которым строился "Южный газовый коридор", мы от Европы не увидели. И Азербайджан делает сейчас акцент, что работа дала вестись на коммерческой основе", - подчеркнул Ильхам Шабан.

"То есть Баку не против, если Европейская комиссия выделит какой-то грант на увеличение азербайджанского газового импорта, но мы настаиваем, чтобы это был все-таки коммерческий проект. Разумеется, мы понимаем, что после 2020 года и банки, и международные финансовые институты уже не финансируют нефтегазовую сферу на прежних условиях, поскольку делают акцент на зеленой энергетике, причем их акционеры добровольно за это голосуют. Но если так будет продолжаться, то у финансирования расширения поставок азербайджанского газа в ЕС будут более суровые условия, и как следствие европейские потребители получат азербайджанский газ по более высокой цене, что снизит устойчивость партнерства. Поэтому Азербайджан и желает, чтобы была взаимовыгодная сделка", - обратил внимание экономист.

Если же Евросоюз серьезно отнесется к проекту и проинвестирует его на взаимовыгодных условиях, Азербайджан сможет нарастить поставки газа в Европу примерно на 10 млрд кубометров в год. "Это вполне реально за счет второй стадии разработки месторождения "Апшерон", которая полностью сможет обеспечить поставки при расширении мощности TAP вдвое. То есть при реализации сделки Азербайджан сможет поставлять в ЕС 20 млрд кубометров газа ежегодно", - заключил Ильхам Шабан.