Россиянам отказали в четырехдневной рабочей неделе
Читать на сайте Вестник КавказаМинтруд РФ не видит предпосылок для введения в стране четырехдневной рабочей недели, сообщил глава ведомства Антон Котяков.
"Все, что касается четырехдневной рабочей недели, когда мне вопрос задавали, я четко сказал, что как только к нам поступит одна из инициатив, мы ее обязательно рассмотрим", - пояснил он, передает "Интерфакс".
Он уточнил, что в Минтруд пока не поступало оформленных и обоснованных инициатив на этот счет, нет предложений, поясняющих причины необходимости четырехдневки в России. "Мы на сегодняшний день предпосылок к этому - четких, ярко выраженных - не видим", - констатировал Котяков.
Министр добавил, что в России активно внедряется удаленная занятость, "режим фриланса и возможности работать за рамками офиса", которая является альтернативой сокращенной рабочей неделе.
Первым о возможности перехода в будущем на четырехдневную рабочую неделю заговорил зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. В конце апреля он говорил, что со временем в трудовом законодательстве могут появиться соответствующие изменения. Медведев считает, что если работодатели хотят ввести такой режим работы, у них должна быть легальная возможность. При этом введение четырехдневной рабочей недели должно быть постепенным и основываться на экономической логике.
Также вопрос четырехдневной рабочей недели поднимала весной уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева. Она считает, что ввести такой режим нужно для женщин, так как они совмещают работу и заботы в семье.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов в первую очередь отметил, что сегодня во всем мире на повестке дня стоит проблема сокращения рабочего дня в связи с автоматизацией и дальнейшим внедрением компьютерных технологий, которые сокращают участие человека в производственных процессах, связанных как с промышленностью, так и с оказанием услуг.
Он напомнил, что много лет назад в странах Европы начали сокращать количество рабочих часов, стараясь таким образом повысить занятость населения. "В первую очередь это касалось молодежи. В то время применялись технологии, которые позволяли сократить общее количество отработанных часов в течение рабочей недели. Во многих странах трудовым законодательством установлены более льготные временные интервалы занятости. Не столько часов, как у нас, а 35-36-37. Такое регулирование осуществляется в том числе на базе отраслевых соглашений. В основном такая практика применяется в Германии. Так что человечество уже отрабатывало ответы на вызовы, связанные с сокращением количества рабочих мест, поэтому и дискуссия вокруг четырехдневной рабочей недели должна рассматриваться именно в этом аспекте", - поведал эксперт.
При этом он акцентировал внимание на том, что для перехода на четырехдневную рабочую неделю в России необходимо решить две задачи - найти дополнительную рабочую силу и увеличить зарплаты.
"Во-первых, для многих отраслей введение четырехдневной рабочей недели означает, что где-то надо найти дополнительно 20% персонала, чтобы обеспечить тот же объем работы, который был и раньше. Соответственно, в том же здравоохранении или образовании невозможно решить эту проблему в течение 1-2 лет. Нужно как минимум лет 6 профессиональной подготовки специалистов. И то, если мы найдем такое количество желающих работать в этих отраслях. И вторая проблема связана с финансированием, поскольку нужно будет увеличивать уровень зарплаты труда на те самые 20%, чтобы люди, которые перейдут на четырехдневную рабочую неделю, не пострадали с точки зрения своих реальных доходов. Историю, связанную с четырехдневной рабочей неделей, подогревает, наверное, предвыборный период в стране. Поэтому, исходя из всех этих обстоятельств, проблема и вопрос четырехдневной рабочей недели не выпадают из дискуссионной повестки", - заявил проректор Академии труда и социальных отношений.
Он также подчеркнул, что сегодня не существует ни одной профессии, которую не затронула бы четырехдневная рабочая неделя. "Нет таких профессий, поскольку ровно так же, как пятидневная рабочая неделя, 40 часов стандартного времени затрагивают всех. Другой вопрос, что в рамках специальных режимов, связанных с особенностью труда, это применяется по-разному. Например, есть виды деятельности, где люди работают сутки через трое. Там идет суммарный учет рабочего времени. Но в любом случае они отрабатывают ровно столько, сколько и те, кто работают в обычном режиме. Есть люди, которые работают 12 часов через день. Так что есть разные обстоятельства, но единые стандарты применяются для всех", - заключил Александр Сафонов.