"Проект "Северный поток-2" является экзистенциальным для Германии"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова считает, что важно понимать, насколько каждое европейское государство готово отстаивать "Северный поток 2", несмотря на действия США.

"Это проект экзистенциальный для Германии. Я так слышала от немецких представителей. Я читала аналитику немецких специалистов. Они квалифицируют данный энергетический проект для себя как экзистенциальный. Это бизнес-проект, он не связан с политикой, но он связан с развитием Германии", - пояснила она в интервью RT DE.

Она задалась вопросом, как поведет себя Германия, если очередной президент США повелит, например, перестать дышать. "Германия послушает, перестанет дышать? Или все-таки поймет, что, если она не будет дышать, она не будет и существовать?" - размышляет Захарова.

Представитель российского МИД добавила, что встает принципиальный вопрос. "Насколько в сегодняшнем евросоюзовском пространстве каждое государство сохраняет способность отстаивать свои интересы. То, что я сейчас вижу, и то, что мы все вместе наблюдаем, ответ отрицательный", - констатировала она.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, Германия действительно решила независимо ни от чего продвигать реализацию "Северного потока-2". "Политическое руководство, которое возглавляет канцлер Ангела Меркель, однозначно высказалось по этому поводу: "Северный поток-2" – это приоритет Германии, и Германия приложит все усилия, чтобы его реализовать. В этом стремлении есть не только политическая воля, но и экономические выгоды. Тот газ, который будет поступать по "Северному потоку-2", будет использоваться и как сырье для германской химической промышленности, и в бытовой сфере как часть ЖКХ. В любом случае, ввод в эксплуатацию трубопровода даст прямую выгоду Берлину", - указал он.

"Российский газ качественный и дешевле других аналогов, соответственно, продукция, которую будет производить из него германская промышленность, будет более конкурентоспособной на мировом рынке. Дешевизна российского газа с точки зрения его использования в домохозяйствах означает, что граждане Германии смогут больше денег пускать на приобретение товаров, что простимулирует внутренний спрос, или на сбережения, что пополнит резервы инвестирования. В Германии всем очевидно, что "Северный поток-2" стране нужен, даже если часть германских политических деятелей сопротивляется. Кстати, эти деятели явно подчинены каким-то идеям, приходящим извне и не совпадающим с германскими интересами. Высшее политическое руководство Германии будет добиваться реализации проекта", - подчеркнул Владимир Оленченко.

Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Фененко, в свою очередь, заявил, что Берлин мог бы и более горячо поддерживать "Северный поток-2". "Если бы этот проект был так необходим Германии, не было бы таких возражений и такой борьбы вокруг него. Он был бы построен без скандалов. Напомню, что в 2003 году Германия сказала "нет" американской операции в Ираке в формате НАТО, и американцы ничем не ответили, из НАТО Берлин никто не исключил и дипотношения не разорвал. То есть там, где это нужно немецкой элите, вопросы решаются четко, быстро и жестко. А тот факт, что столько проблем было создано "Северному потоку-2" – это показатель борьбы групп внутри немецкой элиты", - сообщил он.

"Внутри немецкой элиты есть две партии. Первая – та, которая выступает за превращение Германии в мировую державу, она стремится снять ограничения с немецкого суверенитета, и это требует дружбы с Россией. Эта партия понимает, что в союзе с Россией Германии превратится в энергетический центр Европы. Ее представителями были Гельмут Коль и Герхард Шредер. Но есть и другая партия, которая выступает за приоритет хозяйственного освоения Восточной Европы, когда Германия становится лидером для Польши, Чехии, Украины и Прибалтики, и этой партии нужен конфликт с Россией. Ангела Меркель – типичный представитель второй партии, что бы она ни говорила о "Северном потоке-2". Борьба между этими партиями продолжается", - заключил Алексей Фененко.