Вашингтон запутался в санкциях
Читать на сайте Вестник КавказаВчера президент США Джо Байден подписал указ, который вводит новую правовую базу для потенциально существенного расширения американских санкций в отношении российских чиновников, организаций и компаний. Одновременно Вашингтон (через посредников) ведет переговоры о снятии каких-нибудь санкции в отношении Ирана. Вопрос, каких?
Как отмечает Euractiv, по мере того как Иран и США возобновляют непрямые переговоры в Вене под руководством Европейского союза, администрация Байдена столкнулась с вопросом о том, какие именно санкции подлежат обсуждению. Переговоры уже были омрачены взрывом на ключевом иранском ядерном объекте, предположительно осуществленным Израилем, противником соглашения от 2015 года. В результате атаки Тегеран объявил, что наращивает обогащение урана до уровня, необходимого для производства оружия.
Масштабные санкции по-прежнему в силе
Совместный всеобъемлющий план действий, согласованный еще при Бараке Обаме, сулил Ирану освобождение от санкций, если он резко сократит деятельность в рамках своей ядерной программы. По словам инспекторов ООН, Тегеран выполняет это обязательство.
Следующий президент США, Дональд Трамп, назвал СВПД ”худшей сделкой из когда-либо заключенных” и вышел из нее в 2018 году, заявив, что в соглашении не учтены другие нежелательные действия Ирана. Трамп ввел одностороннее эмбарго на экспорт ключевого иранского продукта, нефти, предусмотрев наказание для стран, решившихся ее купить. Далее Трамп ввел ряд дополнительных санкций, в том числе объявил Корпус стражей Исламской революции террористической группировкой. Впервые такая формулировка была применена в отношении государственного субъекта.
Стремясь связать Байдену руки, администрация Трампа в последние месяцы своей деятельности объявила о ряде дублирующих ограничений, например, для Центрального банка Ирана в связи с предполагаемым финансированием терроризма в дополнение к предыдущим ядерным санкциям.
Какие санкции отменять?
Высокопоставленный американский чиновник подтвердил после первоначальных переговоров в Вене на прошлой неделе, что Байден готов отменить ”все санкции, несовместимые с СВПД”.
”Процесс не такой простой, как может показаться, потому что администрация Трампа изо всех сил старалась помешать новому руководству присоединиться к СВПД”, - сказал чиновник. Есть еще ”законные санкции”, которые Соединенные Штаты могут ввести в отношении ”терроризма, нарушений прав человека, разработки баллистических ракет” и других вопросов.
Иран настаивает на отмене всех ограничительных мер, предупреждая, что в противном случае прекратит диалог. Тегеран также отказался от прямых переговоров с Соединенными Штатами, вынуждая европейских посредников курсировать между разными отелями в Вене.
Давление в Вашингтоне
Великобритания, Китай, Франция, Германия и Россия остаются в СВПД и решительно поддерживают возвращение Соединенных Штатов, полагая, что сделка решит самые насущные проблемы Ирана. Но администрация Байдена, соглашаясь с ценностью СВПД, подчеркивает, что ожидает от Ирана соблюдения условий соглашения, которое страна нарушила, протестуя в отношении санкций Трампа.
Некоторые наблюдатели считают, что Байден не хочет вовлекать политический капитал на столь раннем этапе иранской сделки, против которой яростно возражает соперничающая Республиканская партия.
Республиканские законодатели уже обвинили Байдена в капитуляции после того, как он предпринял скромные первые шаги, включая ослабление несправедливого ограничения на передвижения аккредитованных ООН иранских дипломатов в Нью-Йорке.
Союзники Байдена, демократы, призывают его двигаться вперед, заявляя, что стратегия ”максимального давления” Трампа явно провалилась и что Соединенные Штаты смогут решить неядерные проблемы, как только возобновится действие СВПД.
”Если Иран пожелает вернуться к соблюдению ограничений, установленных СВПД, Соединенные Штаты должны быть готовы вновь присоединиться к сделке и предоставить облегчение санкций, требуемое в рамках соглашения, - говорится в письме демократов Сената во главе с Тимом Кейном и Крисом. Мерфи. - Важно, чтобы Америка подтвердила свое лидерство и моральное положение на мировой арене, преследуя интересы национальной безопасности”.