”Софагейт” и Драги: что портит турецко-европейские отношения?
Читать на сайте Вестник КавказаПродолжаются попытки бросить тень на визит президента Европейского совета Шарля Мишеля и президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен в Анкару на прошлой неделе. Скандал, получивший название ”Софагейт”, был раздут, чтобы запятнать репутацию принимающей страны, которую обвиняют в том, что она унизила женщину-лидера, усадив ее на диван, пишет турецкая "Сабах".
Наиболее досадная реакция на надуманную ситуацию пришла из Италии. Недавно назначенный премьер-министр Марио Драги сделал следующее заявление: ”Я не согласен с тем, как президент Реджеп Тайип Эрдоган отнесся к Урсуле. Мы должны прямо заявлять о наших претензиях диктаторам, но в то же время сотрудничать с ними во имя интересов наших стран”. Из-за этого заявления возникло много проблем. Турки принимали гостей согласно требованиям Евросоюза. И Мишель, и Жан-Клод Юнкер, бывший президент Европейской комиссии, подтвердили этот факт.
Согласно протоколу ЕС, президент Европейского совета имеет приоритет перед президентом Европейской комиссии. Другими словами, обсуждение места, где сидела Ляйен, представляет собой ничто иное как перетягивание каната между двумя политиками. Европейским лидерам нужно самим решить проблему иерархии. Любая попытка обвинить в этом вопросе Турцию, из-за отсутствия лучшего варианта, обречена на провал.
Скандал из-за Драги
Тем не менее то, что Драги сказал о турецком президенте, заслуживает более подробного анализа с учетом отношений Турции с Италией и Европейским союзом. Прежде всего премьер-министру Италии следует вспомнить недавнее прошлое своей страны, включая фашистский режим Бенито Муссолини и вторжение в Ливию. В настоящее время Драги предпринимает стратегические шаги в Ливии, где формирование временного правительства восстановило определенный уровень стабильности. Итальянцы стремятся возглавить политику ЕС в отношении восстановления Ливии, а также в вопросах энергетики и обороны. Вот почему Рим хочет согласовать свои интересы с Францией и Грецией и выступает за вывод Турции и России из мирной конференции.
Премьер-министр Италии сделал свое заявление на фоне антиэрдоганизма в Европе. Европейские политики, в том числе президент Франции Эммануэль Макрон, эксплуатируют это мнение из популистских опасений. Президент Франции недавно заявил, что обеспокоен возможным вмешательством Турции в президентские выборы в следующем году. Заявление Драги еще более интересно, учитывая тот факт, что у Рима не было бы никакого влияния в Ливии, если бы Турция не вмешалась, чтобы спасти признанное ООН правительство страны.
По иронии судьбы, Эрдоган защищал интересы Италии, удерживая у власти правительство Фаиза Сараджа. Другими словами, Италия сегодня может добиться дипломатического влияния благодаря успешной попытке Турции уравновесить Францию. Итальянское правительство, которое радовалось вмешательству Анкары в прошлом году, теперь действует по-другому. Европейские СМИ жалуются, что визит лидеров Европы в Турцию касался стратегических интересов, несмотря на словесные заявления о правах человека и демократии. Перед поездкой на Мишеля и Ляйен критики оказали сильное давление.
Ценности не имеют значения?
Но никакой дилеммы на самом деле нет. Европейский Союз использует ”ценности” для продвижения своих стратегических интересов. Принимая во внимание реакцию Европы на восстания арабов и, в частности, на военный переворот в Египте, очевидно, что ”ценности ЕС” не влияют на европейскую политику. Более того, европейцы недостаточно уважают национальные интересы Турции. Они хотят многое получить, взамен не отдав практически ничего. Европа думает, что может отмахнуться от стремления Турции открывать новые главы, предпринимая небольшие и двусмысленные шаги в направлении обновления Таможенного союза и возобновления соглашения о беженцах.
Тем не менее блок стремится использовать недавние стратегические достижения Турции, при этом требуя, чтобы турецкие войска покинули Ливию, чтобы Анкара оставила Грецию в покое, несмотря на максималистские требования последней, поддержала Минскую группу в Нагорном Карабахе, а также приняла просьбу ЕС наблюдать за переговорами на Кипре. Похоже, европейские политики действительно руководствуются стратегией получения преимуществ за чужой счет.