Россия возобновляет авиасообщение с Узбекистаном и Таджикистаном, но рейсов будет существенно меньше, чем до пандемии
Читать на сайте Вестник КавказаРегулярные рейсы из России в Таджикистан и Узбекистан должны возобновиться 1 апреля. Это поможет семьям, которые зависят от денежных переводов, отправляемых домой рабочими-мигрантами. Тем не менее число рейсов будет значительно ограничено; до возвращения к нормальной жизни скорее всего, еще далеко. Eurasianet отмечает, что Таджикистан и Узбекистан вошли в число шести государств, перечисленных в заявлении правительства России, опубликованном 26 марта. Также авиасообщение с 1 апреля будет восстановлено с Германией, Венесуэлой, Сирией и Шри-Ланкой.
Регулярные рейсы из Таджикистана и Узбекистана в Россию были приостановлены в марте 2020 года на фоне первого крупного мирового всплеска случаев заболевания COVID-19. Люди, оказавшиеся за пределами своей страны, добирались домой специально организованными чартерными рейсами, а иногда совершали сложные и полные препятствий поездки по суше.
Посольство России в Узбекистане сообщило только об одном регулярном рейсе в неделю между Москвой и Ташкентом. Всем гражданам Узбекистана и иностранцам, имеющим вид на жительство в Узбекистане, будет разрешено пользоваться этим рейсом. Также предусмотрены чартерные рейсы.
В отношении Таджикистана ситуация немногим лучше. Ожидается, что таджикская авиакомпания ”Сомон Эйр” и российская авиакомпания Utair будут выполнять еженедельные рейсы. В период до пандемии ежедневно выполнялось до пяти рейсов.
Прекращение авиасообщения нанесло серьезный удар по зависимым от денежных переводов государствам, в том числе и по Таджикистану. Денежные переводы физических лиц из России в Таджикистан в 2020 году снизились на $835 млн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $ 1,7 млрд.
Небольшая уступка в отношении перелетов может быть вызвана скорее нехваткой рабочей силы в России, чем озабоченностью по поводу экономики стран Центральной Азии. Ранее в марте представители российской строительной компании отправились в Таджикистан, чтобы начать отбор возможных кандидатов на работу. Таджикские экспатрианты обычно готовы работать за более низкую зарплату, чем русские специалисты.
Узбекистан в меньшей степени зависит от денежных переводов, но приостановка авиасообщения также спровоцировала проблемы. По оценкам правительства, около 1,1 млн граждан Узбекистана работают и живут в России. Однако фактическое число может быть намного выше.
41-летний Улугбек Ерматов, уроженец Ферганской области, последний раз вылетел из России в январе 2020 года. Он планировал вернуться через пару месяцев, но пандемия помешала ему. Ерматов проработал на стройках дальневосточного города Владивостока более 10 лет.
”Возобновление авиасообщение с Россией - хорошая новость, но ограничений еще много, а стоимость билета для меня очень высока, - сказал Ерматов Eurasianet. - Меня приглашают бывшие работодатели, но я пока не могу вылететь. Жду, когда узбекская авиакомпания начнет летать. Для меня возвращение в Россию - вопрос выживания. Я уже устал сидеть без работы”.