Евреи Азербайджана сохраняют многовековые пасхальные традиции
Читать на сайте Вестник КавказаВ этом году европейская пасха - Песах – будет отмечаться с 27 марта по 4 апреля. Готовятся к празднику и евреи Азербайджана, где действует три общины: горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи. Наиболее древней считается община горских евреев, появившаяся здесь, по некоторым данным, около 15 веков назад. О здешних традициях рассказывает Sun Sentinel.
В преддверии своего первого Песаха в Азербайджане раввин Шнеор Сегал запасся кошерной едой к празднику, во время которого евреям запрещено есть продукты, приготовленные из квасного зерна. Родившийся в Израиле Сегал - эмиссар движения Хабад-Любавич. Он приехал в Азербайджан в 2010 году, где возглавил самую большую синагогу в Баку следил, чтобы его прихожане получили все необходимые сертифицированные кошерные продукты, в частности, сахар, соленые огурцы и сыр. И это была ошибка новичка. Вскоре Сегал выяснил, что горские евреи, древняя община, составляющая основную часть еврейского населения Азербайджана, насчитывающего около 8 тыс. человек, воздерживаются также и от этих продуктов на Пасху.
Богатые и уникальные традиции горских евреев особенно ярко проявляются во время праздника Песах. ”Помню одну прихожанку, которая в ужасе посмотрела на меня, держащего сахар на Песах, - вспоминает Сегал. - Я заверил ее, что продукт соответствует самым строгим стандартам кашрута. Тогда она спросила: ”И вы называете себя раввином?”… и ушла. Я храню память об этой женщине, настолько уверенной в своих познаниях иудаизма, что никакой парень с бородой из Израиля не мог сбить ее с толку”.
По словам Янива Нафталаева, лидера кавказской еврейской общины в Израиле, запреты в Песах на соленья, сахар и сыр относятся к тому времени, когда горские евреи не имели доступа к контролируемым раввином фабрикам, которые производили эти продукты. Нафталаев и организация горских евреев СТМЭГИ каталогизируют и популяризируют традиции через Музей истории и культуры горских евреев, открывшийся в прошлом году в азербайджанской Красной Слободе.
На джухури, древнем еврейском языке горских евреев, Песах называется ”Нисону” - в честь еврейского месяца нисан, в который празднуется Песах. Во время Пасхи горские евреи не ходят на кладбище. Годовщины смерти близких людей, приходящиеся на нисан, отмечаются до или после праздничного месяца.
На седер горские евреи подают особые блюда, в том числе кисани-бурочой, который готовят из растения с шипами. Это дань древнееврейской легенде о том, как египетские дети бросали шипы в кадки из глины, которую рабы-евреи колотили босыми ногами.
Еще одно блюдо седера - эшкене, тушеное мясо с другими традиционными продуктами ритуальной трапезы, включая яйца, мясо и сельдерей. Его едят с мацой.
При этом традиционное праздничное блюдо, зероа, баранина или куриное крылышко, служившее символом жертвоприношения в древнем храме, не подается на седерах горских евреев. Его готовит и ест на следующий день старший из рожденных в семье, отдавая тем самым дань уважения истории о том, как израильтяне были избавлены от смерти первенцев в Египте.
Среди множества других уникальных обычаев Песаха, разведение костров в первый день нисана и празднование окончания недельного праздника мероприятием под названием Говгиль (”конец праздника” на джухури), когда семьи устраивают пикники.
Такая богатая традиция празднования Песаха у горских евреев связана с возрастом общины, сказал Давид Мордехаев, руководитель московского СТМЭГИ, который помог открыть музей в Красной Слободе.
В музее представлен полный перечень пасхальных обычаев горских евреев, составленный Нафталаевым в 2018 году. Рецепты эшкене и других традиционных блюд можно найти в ежемесячном издании на иврите ”Иегудей Кавказ”, который СТМЭГИ начал издавать в том же году на Песах.
Многие обычаи сохранились, потому что ”во времена Советского Союза религиозные преследования были менее суровыми. В ходе Второй мировой войны много азербайджанских и узбекских евреев погибли в рядах Красной армии, поэтому в отношении народа была проявлена некоторая снисходительность.
В других регионах бывшего Советского Союза для евреев Песах - в основном домашний праздник - обеспечивал относительно безопасную связь со своей верой. ”Маца ассоциировалась с иудаизмом. Это ведь был всего лишь кусок хлеба, - рассказал ”Еврейскому телеграфному агентству” Менди Аксельрод, израильский раввин Хабада из Молдавии. - Не было такого риска, как при посещении синагоги или фактического проведения религиозной церемонии”.
Однако празднование было сопряжено с определенными сложностями. ”Со времен коммунизма здесь очень любят мацу, - рассказал Аксельрод. - Кажется, что у каждого, кто жил при коммунизме, есть история о том, как ему удалось раздобыть мацу: стоя ли в очереди в тайную пекарню или получив посылку от друзей”.
Ира Зборовская, руководитель специальных проектов Американского еврейского объединенного распределительного комитета, вспоминает, как в годы коммунизма проходил седер в ее семье, проживавшей в Одессе: ”У нас на столе была только еда, маца и никакого хамеца. Но мы не читали Агаду и не проводили никаких религиозных обрядов”.
Горским евреям удалось сохранить свои пасхальные традиции, потому что они избежали Холокоста, который в других местах разрушил многовековые еврейские общины и традиции. ”Горские евреи живут в регионе как минимум тысячу лет, поэтому у них появились собственные особые традиции”, - сказал Мордехаев, отец двоих детей, чья бабушка по отцовской линии, Яфа, жила в Красной Слободе. В детстве Мордехаев часто проводил каникулы в доме своей покойной бабушки, где ”пасхальная уборка начиналась с мытья ковров”. ”Горские евреи тогда ели на ковре, обеденного стола не было, - сказал он. - Так что хлебные крошки буквально были повсюду”.
По словам Мордехаева, некоторые местные пасхальные традиции, например, пикники на Говгиль, могут не сохраниться за пределами региона. Его собственная семья в Москве зачастую не посещает синагогу вместе с другими горскими евреями. ”Все немножко иначе. Мы просто ходим в ближайшую синагогу с ашкеназами, сефардами, как и большинство евреев в мире”, - сказал он. Тем не менее, по прогнозам Мордехаева, некоторые традиции, в особенности блюда, сохранятся: ”Мы, горские евреи, очень хорошо помним, что нужно ставить на стол в вечерний седер”.