Чего ждать от переговоров между Турцией и Грецией 25 января
Читать на сайте Вестник КавказаТурция согласилась возобновить давно зашедшие в тупик переговоры с Грецией по сложному территориальному спору. По всей видимости, Анкара рассчитывает на краткосрочную выгоду в отношениях с США и Европейским союзом, пишет Al Monitor в материале Could Turkey-Greece talks yield positive results? Через несколько месяцев двусторонней напряженности по поводу морских границ и прав на разведку газа турецкие и греческие дипломаты договорились возобновить переговоры по давнему территориальному спору в Эгейском море 25 января в Стамбуле.
Встреча знаменует окончание почти пятилетнего перерыв в переговорах, но перспектива какой-либо значимой деэскалации и укрепления доверия кажется незначительной. Встреча станет 61-м раундом предварительных переговоров между двумя проблемными соседями, начатых почти два десятилетия назад в попытке определить и распутать клубок территориальных претензий в Эгейском море. За прошедшие годы стороны добились незначительного прогресса, при этом вопросы, касающиеся континентальных шельфов, границ воздушного пространства, островков со спорным правом собственности и милитаризации греческих островов недалеко от берегов Турции, стали еще более сложными со времени последнего раунда в марте 2016 года на фоне очередного скандала по поводу прав на разведку газа в Восточном Средиземноморье.
Анкара подписала соглашение о разграничении морских пространств с правительством национального согласия Ливии в ноябре 2019 года, а Греция заключила аналогичное соглашение с Египтом в августе. Соглашения охватывают пересекающиеся зоны в Восточном Средиземноморье, а это означает, что турецко-греческие споры распространились за пределы Эгейского моря и переросли в региональный кризис с участием других прибрежных государств.
Предварительные турецко-греческие переговоры начались в 2002 году на фоне потепления в двусторонних отношениях. Их возглавили тогдашний министр иностранных дел Турции Исмаил Джем и его греческий коллега Джордж Папандреу. Процесс был нестабильным и отражал взлеты и падения в двусторонних отношениях. Хотя в течение первых трех лет было проведено более 30 раундов переговоров, в последующие годы диалог стал проводится все реже и прерывался длительными паузами.
Прошлым летом двусторонняя напряженность усилилась из-за греческого острова Кастелоризон, расположенного недалеко от средиземноморского побережья Турции: Анкара отправила исследовательское судно в сопровождении военных кораблей в район, где Греция заявляет о своих правах на акваторию. Хотя этот регион не является частью Эгейского моря, ожидается, что вопрос будет обсуждаться на встрече 25 января, поскольку морские права составляют основу двусторонних конфликтов в обоих морях. Стороны проанализируют, как изменились их позиции за последние пять лет и о чем они могут договориться.
Греческая сторона хочет ограничить обсуждение демаркацией морских зон, в то время как Турция хочет также поднять вопрос о статусе восточных островов Эгейского моря, а также островков, владение которыми не определено. Встреча, которая пройдет под председательством заместителя министра иностранных дел Турции Седата Онала и греческого дипломата-ветерана Павлоса Апостолидиса, вряд ли приведет к прорыву в краткосрочной перспективе.
Тем не менее Анкара согласилась возобновить переговоры, несмотря на то, что до недавнего времени была не против силовой дипломатии с Грецией. Что стоит за изменением взглядов Турции? Причины больше связаны с внешними факторами, чем с изменением политики Анкары.
Главный внешний фактор - смена власти в Белом доме. Администрация избранного президента США Джо Байдена, как ожидается, будет согласовывать более жесткие позиции с Европейским союзом. Решение Анкары возобновить переговоры с Грецией - сигнал администрации Байдена и ЕС перед критически важными саммитами НАТО и европейского блока.
Ожидается, что на саммите НАТО в Брюсселе 17 февраля Байден и лидеры ЕС обсудят совместные решения по Турции. Поэтому Анкара хочет продемонстрировать приверженность дипломатии перед саммитом, хотя и мало чего ожидает от переговоров.
Анкара пытается организовать встречу между Эрдоганом и Байденом в рамках саммита. Их встреча станет индикатором того, как будут развиваться турецко-американские отношения в ближайшие месяцы.
Еще одна важная веха для Анкары - саммит ЕС в марте. Прошлый саммит в декабре завершился решением отложить обсуждение возможных мер против Турции за ее ”несанкционированные буровые работы в Восточном Средиземноморье” до мартовского саммита. ”ЕС будет стремиться координировать свои действия с США по вопросам, связанным с Турцией и ситуацией в Восточном Средиземноморье”, - говорится в заявлении Европейского совета.
Анкара стремится показать, что выступает за деэскалацию как за столом переговоров, так и на местах. Сейсмическое исследовательское судно Oruc Reis, которое исследовало воды Средиземного моря на наличие газа в течение всего лета, пришвартовано в заливе Анталии до 15 июня.
Возобновление переговоров с Грецией серьезно возмутило националистические круги Турции, в том числе отставных адмиралов и генералов, подозрительно относящихся к Западу. Они рассматривают переговоры как ”сотрясение воздуха” или дипломатический трюк, чтобы отвлечь Турцию, пока Греция продвигает свои интересы на местах.
Адмирал в отставке Джем Гурдениз, считающийся создателем концепции ”Голубая Родина”, идея которой состоит в геополитической экспансии Турции и защите ее морских интересов, уверен, что министерство иностранных дел заняло слишком мягкую позицию в переговорах и что их возобновление ставит под угрозу заветы доктрины.
На этой неделе Гурдениз сообщил СМИ, что Турция приближается к геополитическому перекрестку, где нужно будет решить, продолжать ли сотрудничество с западным блоком безопасности в Восточном Средиземноморье и Эгейском море или выбрать независимые стратегии для защиты своих интересов. Он раскритиковал правительство за отказ от жесткой позиции в ссоре с Грецией, добавив: ”Нельзя проводить такую неоднозначную геополитику”.
В целом решение Анкары и Афин возобновить переговоры выглядит как попытка добиться расположения новой администрации Байдена и ЕС.