Почему Армянская церковь выступает за отставку Пашиняна
Читать на сайте Вестник Кавказа7 января руководитель духовной канцелярии Армянской апостольской церкви (ААЦ) архиепископ Аршак Хачатрян заявил о необходимости скорейшего ухода Никола Пашиняна с поста премьер-министра республики, сославшись на требование католикоса всех армян Гарегина II, призвавшего Пашиняна сложить с себя полномочия. В ААЦ полагают, что Пашинян несет персональную ответственность за военную эскалацию в Карабахе и поражение Армении во второй карабахской войне. Сам Никол Пашинян никак не прокомментировал слова армянских священнослужителей.
В последнее время критика Пашиняна и требования его отставки превратились в своеобразный тренд: многие армянские политики, эксперты и блогеры пользуются ситуацией безграничного общественного порицания премьера и пытаются за счет этого сделать себе имя. ААЦ, казалось бы, не нуждается в пиаре, а вопросы внутренней политики, в том числе кулуарные интриги политического истеблишмента Армении, находятся вне поля зрения духовенства. Однако священнослужители утверждают, что в нынешней политической ситуации "Церковь не может быть сторонним наблюдателем".
Чем же Пашинян насолил Церкви? ААЦ - влиятельная и небедная структура, хотя ее доходы неизвестны, поскольку крупные спонсоры остаются в тени. В новейшей истории Армении своего расцвета ААЦ достигла в период правления карабахского клана: президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян зачастую демонстративно принимали политические решения, согласовывая их с видными деятелями ААЦ. Тогда влияние церкви возросло настолько, что в школах появился обязательный предмет "История Армянской церкви". Пашинян же разрушил привычный комфорт ААЦ, решив, что ее влияние не должно выходить за пределы церковно-храмовых комплексов. Премьер изучал предложение отменить преподавание истории Церкви в школах и не скупился на критику в адрес священнослужителей, намекая на "контрреволюционную политику" архиепископов.
Более того, Пашинян замахнулся на "святое" - попытался отобрать у ААЦ статус "объединителя" армян не только в самой Армении, но и за ее пределами. В сентябре 2019 года он начал свою пиар-кампанию по объединению в рамках "всеармянской идеи". Многочисленные зарубежные диаспоральные визиты должны были послужить укреплению имиджа Пашиняна как объединителя. К организации этой кампании ААЦ не привлекалась, хотя у нее сохранилась разветвленная сеть, которая действует во многих странах мира; разного рода духовные центры сотрудничают с политическим руководством тех или иных стран, общественными, культурными организациями, притягивают к себе представителей армянской диаспоры.
Сейчас, несмотря на то, что политическая карьера Пашиняна практически похоронена, ААЦ выступает против премьера, ставшего для Церкви прямым конкурентом в вопросах армянской консолидации. Когда от былой народной поддержки Пашиняна не осталось и следа, ААЦ может реализовать свой потенциал по объединению армян на почве негативного отношения к премьеру. Остается лишь наблюдать за тем, как ААЦ вырабатывает стратегию, которую сможет реализовать сразу же после ухода Пашиняна. А следующая армянская администрация наверняка будет стараться укрепить связи с Церковью для создания мощного тандема.