Что Евросоюз может сделать для Карабаха
Читать на сайте Вестник КавказаПрестиж ЕС серьезно пострадал из-за его неучастия в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, считают Борут Гргич, основатель Института стратегических исследований в Любляне, директор Транскаспийского проекта, и Бернхард Кнолль-Тюдор, адъюнкт-профессор международного права в школе Hertie в Берлине. В статье What role for the EU in post-war Karabakh? для Euractiv эксперты пишут, что вторая карабахская война закончилась прекращением огня при посредничестве России, которая одержала еще одну победу в регионе, закрепившись на границе с Ираном.
Европа оказалась неспособна повлиять на события в регионе, за счет чего ее престиж сильно пострадал. Что же Брюссель может сделать в послевоенный период, чтобы сыграть более весомую роль в мирном процессе и восстановить свой имидж в Баку и Ереване? На широком стратегическом уровне коллективная слабость ЕС была очевидна. Дебаты в Европе о восточных соседях регулярно начинаются и заканчиваются с вопросов, связанных с правами человека и верховенством закона. Однако крупные инфраструктурные проекты уже развиваются в регионе: нефть и газ из Каспийского моря транспортируются в Европу. Через этот регион проходит оптоволоконная магистраль между ЕС и Китаем, а также сложная транспортная система, предназначенная для поддержки и продвижения прямой торговли между Азией и Европой.
Почему для внешнеполитических ведомств Европы это не приоритетная область для стратегического взаимодействия? Словения, председательствующая в ЕС во второй половине 2021 года, получит возможность развивать данное направление. Стратегические рамки ”ЕС-Южный Кавказ” могут стать приоритетной областью и подтолкнуть к принятию нового документа, детализирующего долгосрочные обязательства ЕС в регионе, кульминацией которого станет саммит лидеров Европы и региона. На тактическом уровне роль ЕС должна расшириться до постконфликтного управления и создания среды, в которой отношения между людьми в обеих странах постепенно стабилизируются. Очевидно, что экономические возможности будут сферой, в которой две страны могут признать существование взаимно разделяемых интересов.
Европа могла бы создать Карабахский банк развития, который может стать совместным проектом ЕС, Азербайджана и Армении по образцу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Новый банк может финансировать проекты, связанные с инфраструктурой, электроэнергетикой, восстановлением муниципальных образований, строительством, сельским хозяйством и поддержкой инициатив малого и среднего бизнеса. В условиях неопределенности с точки зрения долгосрочного мира и безопасности банк развития с таким мандатом мог бы стать ориентиром для международного инвестиционного сообщества, компенсируя риски и обязательства частных инвесторов. Это область, в которой ЕС имеет богатый опыт на Западных Балканах, и его можно использовать при создании и совместном управлении новым Банком развития Карабаха, который объединит две конфликтующие стороны в качестве акционеров.
Кроме того, Европейская комиссия может продвигать технологические инновации в рамках Восточного партнерства ЕС, спонсируя проекты, совместно разработанные азербайджанской и армянской командами программистов при условии отбора экспертным жюри. За счет этого Азербайджан и Армения могли бы создать свободные экономические зоны (СЭЗ) к северу и югу от Лачина, а также между Шушей и Ханкенди. Исходя из опыта Дубая, каждую из этих СЭЗ можно дополнительно классифицировать как технологические, энергетические и агропромышленные зоны. Продукция и услуги, производимые в этих зонах, могут беспошлинно продаваться в регионе и на европейском рынке. Электроэнергию, например, можно было бы производить на экологически чистой основе в новой энергетической зоне и продавать по сети на безналоговой основе. СЭЗ могут быть связаны через новую железнодорожную ветку со свободным портом Алят к югу от Баку и грузинским морским портом Поти. Необходимая инфраструктура для поддержки развития этих исключительных экономических зон может быть создана в рамках программы ТРАСЕКА, проекта, изначально спонсируемого ЕС.
Второй сегмент послевоенной помощи и сотрудничества со стороны ЕС может включать предложения по развитию культурных и образовательных связей. Одна из идей - спонсорство совместного производства армяно-азербайджанского фильма, премьера которого может состояться на крупном европейском кинофестивале. Кроме того, Шуша и Ханкенди могут совместно подать заявку на участие в конкурсе ”Межкультурный город”, проводимом Советом Европы. Между Азербайджаном, Арменией и Грузией при поддержке ЕС может быть подписано трехстороннее соглашение о создании антикоррупционной академии с тремя университетскими городками для получения высшего образования в Рустави, Ханкенди и Шуше. Еще одним усилием может стать европейская помощь в перестройке Агдама в евразийский город художников, как Марракеш для европейцев или мексиканский Тодос-Сантос для североамериканцев.
Следуя блестящему примеру Даниэля Баренбойма в преодолении израильско-палестинского разрыва посредством концертов, ЕС мог бы спонсировать совместные выступления оркестров в Европе. В сфере спорта и молодежных обменов УЕФА мог бы профинансировать реконструкцию агдамского стадиона для ФК ”Карабах” и финансировать футбольные лагеря для возвращающихся азербайджанских и армянских детей.
Для решения критически важных демографических вопросов Европейский вещательный союз мог бы совместно с Российской Федерацией профинансировать прогрессивную трехъязычную карабахскую радиостанцию и развлекательную цифровую платформу со штаб-квартирами в Баку и Ереване и регулярными обменами между ними. Когда речь заходит о роли ЕС в послевоенный период с точки зрения создания стимулов для укрепления доверия между двумя сторонами, недостатка в идеях нет. До сих пор ограничивающим фактором было нежелание Европы играть более заметную роль на Южном Кавказе и прискорбное отсутствие стратегического видения, в рамках которого регион должен рассматриваться для проецирования не только либеральных ценностей, но и экономического и культурного процветания.
Недавний вооруженный конфликт стал тревожным сигналом для Брюсселя, которому пора заявить о себе на территории, имеющей геостратегическое и огромное культурное значение для всего континента.