Чего Киргизия хочет от Китая
Читать на сайте Вестник КавказаКиргизия просит Китай оказать поддержку в строительстве ключевой инфраструктуры, хотя у Бишкека по-прежнему сохраняются долговые обязательства перед Пекином, пишет Eurasianet в материале Kyrgyzstan pleads for more Chinese help in building key infrastructure. В интервью китайскому государственному информационному агентству "Синьхуа" министр транспорта Киргизии Бакыт Бердалиев поблагодарил КНР за проделанную им работу по строительству дорог, связывающих отдаленные районы страны.
В качестве успешных примеров он назвал трассу Бишкек-Нарын-Торугарт, которая проходит от столицы до пограничного перехода в 170 км к северу от города Кашгар, а также строящуюся новую дорогу с севера на юг. Министр заявил, что туннели и эстакады, построенные на китайские инвестиции, не похожи ни на что из того, что он видел раньше.
В восьмиминутном новостном репортаже "Добрые соседи - стратегические партнеры", подготовленном киргизским государственным телеканалом, была подчеркнута роль КНР в Киргизии. "Китай был и всегда будет приоритетным партнером во внешней политике Киргизии. Как настоящий друг и надежный партнер с момента установления дипломатических отношений Китай оказывал и продолжает оказывать значительную помощь в самые трудные времена", - сказал государственному телеканалу КТРК Нурлан Суеркулов, директор службы внешних коммуникаций МИД Киргизии. Бердалиев озвучил схожу позицию, сказав, что "близкий сосед - лучше, чем дальний родственник."
Бишкек по-прежнему делает ставку на то, что Китай завершит еще один давно откладывавшийся транспортный проект - железную дорогу Китай-Киргизия -Узбекистан. Выступая на полях первого Евразийского конгресса, мероприятия, организованного Евразийским банком развития, который был создан совместно Россией и Казахстаном, министр экономики Киргизии Санжар Муканбетов сказал, что железнодорожное сообщение может быть полезным для торговли на территории всего Евразийского экономического союза.
"Мы представляем самую южную границу ЕАЭС, откуда открываются пути в Китай и дальше, в Индию и Пакистан", - сказал Муканбетов. - К сожалению, эти гигантские рынки до сих пор не освоены Киргизией в полной мере. Это возможность для всех стран ЕАЭС, и в этом вопросе может значительно помочь железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан."
В интервью "Синьхуа" Бердалиев с надеждой сказал, что достигнут прогресс в согласовании технических вопросов, таких как размеры и расположение перегрузочных станций: "Но для этого необходимо политическое решение и, самое главное, участие не только непосредственно заинтересованных сторон, но и структур ЕАЭС, в частности банков и других институтов развития".
Телеканал КТРК в своем репортаже был вынужден признать, что все эти предложения озвучиваются на фоне неприятной ситуации, поскольку Киргизии необходимо выплатить крупные займы, предоставленные Китаем. В прошлом году, страна выплатила $69 млн, но пандемия COVID-19 сорвала график выплат.
Министр иностранных дел Руслан Казакбаев вновь поднял эту тему в ходе консультаций с послом Китая Ду Дэвэнем 2 декабря. Министерство иностранных дел заявило, что Казакбаев убедил посла в "важности оказания помощи в вопросе ослабления давления внешнего долга на бюджет страны в свете негативного воздействия коронавирусной инфекции на макроэкономическую ситуацию."
На самом деле, Китай уже предоставляет Бишкеку ряд послаблений. В ноябре Пекин позволил перенести выплату $35 млн, которые должны были быть перечислены в этом году, на 2022-2024 годы, хотя и с процентной ставкой в 2%. Общие обязательства Киргизии перед государственным Экспортно-импортным банком Китая составляют чуть менее $1,8 млрд.
В результате беспорядков, последовавших за выборами в законодательные органы 4 октября, китайские предприятия стали жертвами вымогательств по всей стране, в некоторых случаях сопровождаемых насилием. По словам источника в правоохранительных органах, женщинам на предприятиях угрожали изнасилованием, мужчин жестоко избивали, китайские флаги поджигали. 6 октября 35 руководителей китайского бизнеса сбежали в гостиницу в Бишкеке, где их окружала толпа, чтобы потребовать выкуп в обмен на их безопасность. Более 100 китайских рабочих провели ночь в заснеженном лесу после того, как спаслись бегством от толпы, захватившей их шахту. На следующий день люди с автоматами Калашникова пришли на китайский нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балте и потребовали выплатить им $350 тысяч, угрожая поджечь завод. Когда сотни протестующих окружили завод, мужчинам с автоматами заплатили, сказал источник.
Бишкек прекрасно понимает, что это просто так не забудется. 24 ноября состоялся круглый стол с участием китайских инвесторов с целью заверить их в том, что правительство Киргизии принимает меры по обеспечению надлежащей безопасности китайских компаний и граждан, работающих в стране. На этом мероприятии председатель Государственного комитета по промышленности, энергетике и горнодобывающей промышленности Джиргалбек Сагынбаев сказал, что предоставление защиты особенно важно в свете того факта, что 80% китайских инвестиций в Киргизию приходится на энергетический, промышленный и топливный секторы. Будет ли всего этого достаточно, чтобы задобрить Китай?