Президент Армении ведет свою игру

Читать на сайте Вестник Кавказа

В период, когда Армения переживает глубокий политический кризис, а премьер-министр Никол Пашинян борется за свою политическую жизнь, ранее аполитичный президент проявил себя неожиданно амбициозно, пишет Eurasianet в материале In political crisis, Armenian president makes power play. Президент Армен Саркисян, который ранее был не более чем номинальным руководителем, после окончания войны с Азербайджаном попытался представить себя как ключевого политического игрока. Он дистанцировался от соглашения о прекращении огня, призвал правительство уйти в отставку и совершил ”частный” визит в Москву.

”В любой стране, где случается подобная трагедия [поражение в войне] правительство уходит в отставку, - сказал он членам российской армянской диаспоры 28 ноября в ходе визита в Москву. - Если политик достаточно силен, он сможет вернуться позже. Последние выборы прошли два с половиной года назад. Мы уже в другой стране живем”.

Это породило слухи о том, что Саркисян стремится заменить Пашиняна. Хотя премьер был сильно ослаблен поражением в войне, ему удается оставаться у власти во многом из-за отсутствия какой-либо надежной альтернативы. Саркисян - относительно аполитичная фигура со спокойной манерой поведения, контрастирующей с импульсивностью Пашиняна, плюс, ранее он проявил себя на международной арене. Но как он сможет извлечь выгоду из этого статуса, пока неизвестно.

Появление Саркисяна в центре внимания контрастирует с его скромными политическими амбициями до войны. Несмотря на стремление Пашиняна уничтожить все пережитки старого режима, Саркисяну удалось стать союзником и удержать свое положение, превратившись в серую фигуру на черно-белой политической сцене Армении.

Недавние конституционные изменения сделали пост президента во многом церемониальным, а Саркисян исполнял свои обязанности аполитично, беспрекословно подписывая новые законы и постановления правительства. Он был, пожалуй, больше всего известен по фото, где ест мороженое с детьми, которых он пригласил к себе в резиденцию.

Когда в конце сентября началась война, Саркисян приобрел более высокий международный авторитет, давая интервью иностранным СМИ и выступая на различных платформах. Его умение управлять кризисом контрастировало с зачастую беспорядочными действиями Пашиняна. Однако как только премьер-министр подписал капитуляцию перед Азербайджаном, Саркисян начал демонстративно дистанцироваться от правительства. Через несколько часов после объявления о соглашении президент заявил, что узнал о сделке из СМИ. На следующий день Саркисян встретился с лидерами нескольких оппозиционных партий и подчеркнул важность ”поддержания стабильности, общественной солидарности и единства в стране”. Еще через день он встретился с Пашиняном, и заявление по итогам этой встречи было заметно лаконичным.

16 ноября в обращении к нации Саркисян официально призвал правительство уйти в отставку и создать правительство национального единства до проведения новых выборов. По его словам, это ”единственно правильный и ответственный подход” к кризису.

Предложение Саркисяна вызвало обеспокоенность многих армян по поводу того, что обострение отношений между Пашиняном и оппозицией отвлекает от необходимости разрешить глубокий кризис, в котором оказалась Армения после войны.

”Нет такой силы, которая могла бы справиться с этим кризисом в одиночку, - пояснил он в более позднем интервью. - Для нас важно, чтобы действующее правительство занималось каждый день не перепалками с оппонентами, организацией контрпротестов, а восстановлением страны и преодолением кризиса”.

Саркисян был не единственным, кто требовал отставки правительства. Коалиция 17 оппозиционных партий, в том числе бывшая правящая Республиканская партия и ”Армянская революционная федерация - Дашнакцутюн”, делают то же самое, организовывая уличные акции протеста против Пашиняна.

Но они, по всей видимости, и не на стороне Саркисяна. На пресс-конференции 1 декабря один высокопоставленный чиновник ”Дашнакцутюна” раскритиковал Саркисяна за то, что тот официально одобрил ряд кадровых изменений Пашиняна. ”Тот, кто подписывал эти решения, теперь требует отставки правительства. Это абсурд”, - сказал чиновник Агван Варданян.

Вместо Пашиняна коалиция выдвинула другого кандидата, сообщают местные СМИ: Вазгена Манукяна, который был первым постсоветским премьер-министром Армении. Однако эти 17 партий не пользуются большой общественной поддержкой в Армении; главные из них были дискредитированы за долгие годы коррумпированного правления.

Саркисян кажется слишком мягким вариантом для основной оппозиции, потому что он требует новое правительство, но не обязательно отставку Пашиняна, сказал политолог Степан Даниелян в интервью Eurasianet.org. Для основных игроков [оппозиции] это неприемлемо.

Пашинян до сих пор сохраняет поддержку своей парламентской коалиции ”Мой шаг”, которая имеет подавляющее большинство. Пока поддержка сохраняется, невозможно заставить правительство уйти в отставку.

”Я могу сделать гораздо больше”

Сам Саркисян отрицает заинтересованность в должности премьер-министра. ”У президента республики много дел, и я не думаю о том, чтобы стать премьер-министром. Я готов работать с любым правительством, избранным народом и премьер-министром, внося свой вклад”, - сказал он 25 ноября в интервью общественному телевидению. В то же время он намекнул, что хотел бы иметь больше полномочий. ”Я думаю, что могу сделать больше в области международных отношений, внешней экономики, инвестиций, культуры и дипломатии, но я делаю очень мало, - сказал он. - Для меня это непросто, потому что я хочу работать, и, конечно, работаю, но думаю, что способен на большее”.

Визит Саркисяна в Москву, похоже, был нанесен с целью оценки его собственных шансов на замену Пашиняна, сказал российский политолог Аркадий Дубнов. По всей видимости, Саркисян не получил какой-либо  поддержки от Кремля.