Применим ли опыт Дубая для Нагорного Карабаха
Читать на сайте Вестник КавказаУльвия Гасанзаде вынуждена была-бежать из Нагорного Карабаха вместе с родителями после армянской оккупации. Сейчас она руководит дубайским офисом американской транснациональной компании и надеется на светлое будущее для Нагорного Карабаха. В материале My homeland is in turmoil but should look to Dubai as it looks to rebuild для Arabian Business Гасанзаде пишет: "Война не пощадила мою Родину. В течение тридцати лет некогда процветающий Карабах, был отрезан от мира. Лишенный инвестиций, он обеднел и обезлюдел".
Экономика Армении оказалась не в состоянии поддерживать его развитие. Ни одна международная организация не была готова инвестировать в непризнанную самопровозглашенную ”НКР”, которая на самом деле всегда было частью Азербайджана. Регион превратился в серую зону, где не действует международное право. Но благодаря новому мирному соглашению, ситуация может измениться.
Члены моей семьи - беженцы из числа тех 700 тыс. азербайджанцев, которые были выселены из Нагорного Карабаха и его окрестностей. Обездоленная и брошенная община потеряла свои дома в начале 1990-х годов, когда армянские войска вторглись и оккупировали ее земли.
Сейчас я живу в Дубае. Здесь создано множество возможностей для развития: от уникальных регулируемых зон до инновационных социальных программ. При восстановлении Нагорного Карабаха можно было бы многое позаимствовать.
Стоит обратить внимание на свободные зоны: особые экономические зоны с налоговыми льготами, льготами по таможенным пошлинам, номинальными сборами за отвод земли под промышленные проекты и свободным потоком капитала, если он направлен на инвестиции и предпринимательство.
Есть также и Дубайский международный финансовый центр. Основанный в 2004 году, он работает под независимой юрисдикцией от ОАЭ, что позволяет иностранным инвесторам и предпринимателям обходить препятствия для ведения бизнеса в стране. Создание аналогичных зон можно было бы рассмотреть и для Нагорного Карабаха. Необходимо предложить серьезные стимулы, чтобы смягчить существующие недостатки.
Свободные зоны также предоставляют женщинам возможность открывать собственный малый бизнес. Дубай предлагает индивидуальные пакеты регистрации бизнеса для женщин (например, сборы за регистрацию меньше). К сожалению, в моей стране много женщин, потерявших своих мужей и отцов во время последней эскалации конфликта. Сейчас особенно важно облегчить выход женщин на рынок, особенно для тех, кто вынужден обеспечивать семью.
Конечно, экономическая мощь азербайджанского государства также должна быть задействована. Умное регулирование - это одно, но изоляция в данном случае не действенна. Успех будет зависеть от будущей инфраструктуры - физической, технологической и социальной.
У Азербайджана есть послужной список в этой области: в течение последних двух десятилетий доходы от нефти и газа были вложены в общенациональное развитие инфраструктуры, жилья, школ и больниц, новых технологий и экономическую диверсификацию. Теперь страна должна сделать то же самое для Нагорного Карабаха.
Мое поколение беженцев тоже готово приложить необходимые усилия. У многих из нас есть профессиональные и деловые возможности по всему миру, у нас есть навыки и опыт. Внедрение наших знаний и опыта поможет возродить пострадавшую и застойную экономику региона, который мы по-прежнему считаем своим домом.
Многие из нас теперь хотят вернуться. Когда недавно было освобождено наше село Геджагёзлу в Физули, мама сразу же позвонила мне. Для моей семьи и других, подобных нам, освобождение означает, что мечта каждого беженца и законное право вернуться домой теперь реальность.
Хотя у нас есть право на возвращение, этнические армяне тоже могут остаться здесь. Президент Азербайджана заявил, что обе общины будут равноправны. Но сейчас мир должен увидеть пути сотрудничества обеих сторон в новом постконфликтном контексте, и предлагающие структуру для восстановления общества.
Хотя модели примирения и восстановления можно найти во всем мире, например, во Франции и Германии после Второй мировой войны, очевидно, что тем, кто потерял родных, будет сложно забыть этот конфликт. Тем не менее возвращающихся беженцев из Азербайджана и этнических армян должно объединять стремление к восстановлению и созданию лучшего, более благополучного будущего.
Я верю, что мы сможем восстановить потерянное общество, если все стороны будут привержены миру. Но для этого нужно предпринять несколько шагов.
Во-первых, примирение предполагает принятие прошлого. Один из способов решения этой проблемы - привлечь к ответственности тех, кто совершал преступления во время конфликта. Во-вторых, города-призраки должны начать развиваться. Необходимо строить новые дома и школы, создавать новые рабочие места и развивать новые отрасли. Сообщества смогут отбросить ненависть, как только экономическое процветание предоставит возможности для всех.
Мы должны найти способ жить вместе, преодолев историческую вражду. После трех десятилетий споров вполне приемлемо начать с экономики.