Арабский мир и Израиль вместе нормализуют Ближний Восток?
Читать на сайте Вестник КавказаОман вполне может стать следующей страной арабского мира, которая установит отношения с Израилем, заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" президент Российской ближневосточной ассоциации Мурад Садыгзаде и заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, комментируя приветствие властями Омана решения Бахрейна о нормализации отношений с Израилем.
Мурад Садыгзаде в первую очередь напомнил, что именно Оман начал раньше других монархий Персидского залива контактировать с Израилем. "В 2018 году, когда еще был жив покойный султан Кабус бен Саид, он лично встречался с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, принимал их у себя во дворце в Маскате. Кроме того, Оман, в отличие от всех прочих арабских монархий Персидского залива, всегда проявлял нейтралитет и не выражал какую-либо яркую антиизраильскую позицию, хотя и входил в Лигу арабских государств и имел некую солидарность с палестинским народом, от которого он не отказывается, как и другие страны, подписывающие документы с Израилем", - обратил внимание он.
"С другой стороны, это тревожный звонок для региона как раз потому, что в течение долгих лет Оман сохранял нейтралитет, а теперь его позиция может быть трактована по-разному тем же самым Ираном, который имеет определенные претензии у границ Омана, в Йемене. В самом Омане есть шиитское население, он граничит с ИРИ по водным территориям, недалеко Ормузский пролив, напряженность в котором негативно влияет на ситуацию в Омане", - указал эксперт.
"Если же говорить глобально, то нормализация отношений произошла довольно давно, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн сотрудничали, по крайней мере на уровне разведок, с Израилем, сейчас это лишь стало более открытым. Делают это осторожно, поскольку власти опасаются протестов, и не зря: если улицы в ОАЭ восприняли нормализацию с Израилем более или менее спокойно, то в Бахрейне сегодня идут протесты, то есть арабское население к этому все равно не готово. Арабские лидеры давно понимают, что с Израилем нужно работать, иначе развития в регионе не будет, а Израиль через лоббистские структуры будет этому мешать, как это было, скажем, с F-35, которые США было запрещено продавать в ОАЭ из-за негласного вето произраильских групп – теперь Эмираты их получат", - сообщил Мурад Садыгзаде.
По оценке Андрея Бакланова, у нормализации отношений Омана с Израилем есть как позитивные, так и негативные аспекты. "Позитивный аспект связан с тем, что может сформироваться совершенно другое качество региона с точки зрения возможного технологического прорыва и роста его весомости в мировых экономических, торговых и инвестиционных делах. Смычка мощного потенциала Израиля и финансовых возможностей арабов для этой цели исключительно важна", - сказал он.
"Что касается неурегулированности палестино-израильского вопроса, то с точки зрения эмоционально-политической тут можно было бы сказать, что налицо отход от резолюции 242, от ее духа "Мир в обмен на земли" и от инициативы арабских стран 2002 года – но что хорошего дало изолирование и дистанцирование арабов от Израиля для палестинцев? Ничего. Последние годы все замыкалось на эмоциональные выступления, было определенное соревнование, кто жестче выступит. Поэтому появилось понимание, что нужно искать другой путь, так как псевдодавление на Израиль, которое он попросту игнорирует, является тупиком", - отметил заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов.
"В то же время, есть и негативный аспект, связанный с борьбой против Ирана. К сожалению, довольно много есть факторов, которые говорят о том, что сейчас просто хотят заменить прежний арабо-израильский раздел региона на новый – ирано-арабский, шиито-суннитский. Однако, чтобы сделать регион по-настоящему весомым и единым, надо не дистанцировать Иран, а наоборот, взять его в компанию и решить все имеющиеся проблемы между странами на уровне региона, создать то, к чему мы всегда призывали, – региональную систему безопасности с включением в нее членов Лиги арабских государств, Турции, Ирана и Израиля. Только на этих путях можно будет видеть регион процветающим и привлекательным для инвестиций, а не производящим угрозы, в том числе, террористического характера", - заключил Андрей Бакланов.