Крупные нефтяные компании Европы переходят на электричество
Читать на сайте Вестник КавказаПод давлением правительств и инвесторов лидеры отрасли, такие как BP и Shell, ускоряют производство более чистой энергии. Возможно, в этом году нефтяные гиганты, особенно в Европе, перейдут к производству электричества. Как отмечает New York Times, в конце июля Royal Dutch Shell выиграла сделку по строительству огромной ветряной электростанции у побережья Нидерландов.
Ранее в этом году французская корпорация Total, владеющая компанией-производителем батарей, согласилась сделать несколько крупных инвестиций в солнечную энергетику в Испании и ветряную электростанцию в Шотландии. Total также приобрела предприятие по производству электроэнергии и газа в Испании. Такие компании как Shell и BP вплотную занялась производством станций по зарядке электромобилей. Одновременно компании отказываются от планов по бурению дополнительных скважин. Shell заявила, что отложит открытие новых месторождений в Мексиканском заливе и в Северном море, а BP пообещала не запускать разведочные работы в каких-либо новых странах.
По требованию правительств и инвесторов, требующих решения проблем, связанных с изменением климата, европейские нефтяные компании ускоряют производство более чистой энергии - обычного электричества и иногда водорода - и продвигают природный газ, который, по их мнению, может стать более чистым топливом, составив конкуренцию углю и нефти. Для некоторых корпораций внезапное падение спроса на нефть, вызванное пандемией, и сопутствующее падение доходов стали еще одним доказательством того, что если они не изменят структуру своего бизнеса, то рискуют потерять все.
Shell и BP пытаются обеспечить себе будущее в эпоху, когда им придется полагаться на добычу природных ресурсов гораздо меньше, чем на предоставление энергии как услуги, адаптированной к потребностям клиентов. В такой эпохе они будут больше походить на электроэнергетические компании, и гораздо меньше полагаться на бурение.
Компании надеются воспользоваться тем, что на них уже работают тысячи инженеров, и использовать этот капитал для строительства новых типов электростанций; у них уже есть обширные клиентские сети, заинтересованные в таких услугах, как зарядка электромобилей.
Все крупные нефтяные компании Европы поставили цели по сокращению выбросов углерода, которые способствуют изменению климата. Большинство из них пообещали достигнуть нулевого показателя по выбросам к 2050 году, и эту цель также поддерживают Европейский союз и Великобритания.
Компании планируют достичь таких показателей, продавая как можно больше возобновляемой энергии и, в некоторых случаях, нивелировать выбросы так называемыми природными решениями - например посадкой лесов для поглощения углерода.
Электричество - ключ к большинству из этих стратегий. Водород - экологически чистый газ, который может накапливать энергию и вырабатывать электроэнергию для транспортных средств - также начинает играть все более важную роль.
Грядущие изменения наиболее очевидны на примере BP. Главный исполнительный директор BP Бернард Луни сказал, что планирует увеличить инвестиции в предприятия, поддерживающие низкий уровень выбросов за счет возобновляемых источников энергии, до 5 миллиардов долларов в год за следующие 10 лет, сократив при этом добычу нефти и газа на 40%. К 2030 году ВР планирует производить возобновляемую электроэнергию в объемах, сопоставимых с несколькими десятками крупными морскими ветряными электростанциями. Луни добавил, что добычу нефти и газа необходимо сохранить, чтобы генерировать денежные средства для финансирования будущего компании.
Экологи и аналитики охарактеризовали заявление Луни о том, что добыча нефти и газа ВР в будущем сократится, как прорыв, который заставит другие компании последовать его примеру. Этот шаг "явно отличает ВР от конкурентов", заявил Эндрю Грант, аналитик лондонской некоммерческой организации Carbon Tracker. Он отметил, что большинство других нефтяных компаний до сих пор не готовы были смириться с "перспективой производства меньшего количества ископаемого топлива".
Хотя как в экологических, так и в инвестиционных кругах сохраняется скептицизм по поводу того, могут ли BP и Shell перейти к совершенно новым для них методам, у них есть и капитал, и технологии для реализации этих планов. Освальд Клинт, аналитик Bernstein, прогнозирует, что крупные нефтяные компании будут расширять свой бизнес в области возобновляемых источников энергии, таких как ветровая, солнечная и водородная энергия, примерно на 25% или более каждый год в течение следующего десятилетия. Этот переход также может обосновываться тем, что европейские электрические компании сделали больше, чем нефтяные, чтобы подготовиться к новой энергетической эре.
"Однако, инвесторы не могут быть абсолютно уверены в том, что этот переход осуществим", - отметил Клинт, имея в виду стремление нефтяной отрасли к переменам. Но, по его словам, он ожидает, что нефтяные компании снова начнут привлекать инвестиции по мере того, как их новый бизнес будет развиваться. В определенные времена продавать электроэнергию было менее выгодно, чем добывать нефть и газ. Однако ведущие специалисты индустрии полагают, что ветряные электростанции и солнечные парки, вероятно, будут приносить более предсказуемый доход, отчасти потому, что клиенты хотят покупать продукты с маркировкой "экологически чистый".
Нефтяные компании настаивают на том, что должны сохранить определенные инвестиции в нефть и газ, не в последнюю очередь потому, что эти доходы могут использоваться для финансирования будущих источников энергии. Как заявил Патрик Пуянне, исполнительный директор Total, "низкозатратные нефтяные проекты останутся частью будущего"ю
Во время пандемии BP, Total и Shell тщательно изучили свои портфели, отчасти для того, чтобы определить, означают ли изменение климата и затяжные последствия пандемии, что их запасы нефти могут быть никогда не проданы по той цене, на которую они рассчитывали. Эти размышления повлияли на их акции во втором квартале, и, вероятно, стоит ожидать еще больше изменений в планируемых бюджетах, поскольку эти компании активно пересматривают свои планы.
Как заявил Люк Паркер, вице-президент по корпоративному анализу в Wood Mackenzie, фирме, занимающейся маркетинговыми исследованиями, "по мере того, как реалии энергетического перехода становятся все более заметными, стоит ждать еще больше изменений".