Аналитика, 18:00, 27 июл 2020 (UTC+3 MSK)

Иранская беда

Читать на сайте Вестник Кавказа

США, Китай, Грузия, Армения, Черногория, Бразилия… Из ряда государств с позитивным и негативным опытом борьбы с коронавирусом как-то незаметно выпал Иран. Государство большое, густонаселенное, в котором ситуация в начале пандемического периода сложилась тяжелая. Сегодня, оказывается, обстановка после некоторого улучшения вернулась в негативную фазу.

Заместитель министра здравоохранения Ирана Ираж Харирчи на пресс-конференции признался, что за последний месяц статистика заражений и смертей от COVID-19 критически ухудшилась. "Очень опасная ситуация складывается в Тегеране", - заявил Харирчи. По его словам, ежедневно в столичные клиники поступает не меньше 600 новых пациентов, больных коронавирусом, а каждая пятая смерть в стране спровоцирована этой инфекцией. Чиновник привел конкретные данные: в Иране заразились почти 300 тысяч человек, более 15 тысяч скончались.

Статистика может оказаться слишком "нормальной" с учетом заявления президента Ирана Хасана Рухани, еще в начале июля предположившего, что больных коронавирусом может оказаться до 25 миллионов, а еще 35 миллионов могут заразиться в ближайшие несколько месяцев. Президент не с потока взял эти числа, но сослался на данные министерства здравоохранения, вскользь отметив, что доклад ведомства носит закрытый характер.

Тем не менее власти не стали вводить жесткий карантин, что навело на предположения, что Иран, подобно ряду европейских государств, идет по пути формирования коллективного иммунитета. Однако впоследствии власти опровергли эти домыслы простым заявлением: подобная линия борьбы с эпидемией чревата непоправимыми последствиями, потому что медицина, вся система здравоохранения не справится с колоссальным наплывом больных.

Об этом на пресс-конференции еще раз заявил Ираж Харирчи. По его словам, такого плана у правительства не было и близко нет, хотя бы потому что идея коллективного иммунитета не оправдала себя в Швеции и Великобритании.

Похоже, что власти Ирана изменили отношение к коронавирусу. Особенно в сравнении с позицией, занятой Тегераном в начале пандемии. Тогда правительство выступило с седативным для населения заявлением, а верховный лидер аятолла Хаменеи в сеянии паники обвинил врагов Ирана, преувеличивающих степень угрозы. И даже когда количество больных и умерших стало быстро расти, Тегеран выбранной тактике не изменил. Президент Хасан Рухани продолжил рассуждения о "заговоре врагов", желающих запугать население и парализовать жизнь в Иране. Он призвал жителей не поддаваться паническим настроениям, продолжать работать и не менять повседневную жизнь. Чуть позже был назван конкретный виновник бед: подконтрольные властям СМИ дружно предположили, что COVID-19 – новое американское оружие. Аятолла Хаменеи поставил точку в спорах о происхождении вируса, объявив в Twitterе о "биологической атаке".

На том, что резкое увеличение количества инфицированных совпало с парламентскими выборами, проведенными на пике эпидемии - первый тур состоялся в феврале, а второй в апреле, – власти предпочли не заострять внимание. Равно как на том, что мечети, торговые центры и другие места общественного скопления все это время продолжали работать в обычном режиме. Не случайно, видимо, вторым после Тегерана очагом эпидемии стала религиозная столица Ирана – Кум.

Продолжать замалчивать и делать вид, что ничего особенного не происходит стало невозможно, когда появились видеосъемки захоронений с участием людей в костюмах химзащиты. Но введенные карантинные меры, похоже, запоздали. К тому же, несмотря на отсутствие признаков спада эпидемии, власти уже в апреле начали отменять введенные было ограничения, положив старт новому всплеску болезни.

Свое решение власти объяснили необходимостью спасать экономику. Хотя экономический кризис в Иране наметился еще до начала пандемии – свою роль сыграли американские санкции и неэффективное местное управление.

Харирчи на своей пресс-конференции объявил, что ситуация будет ухудшаться по всем направлениям. Уже объявлено о карантине: закрываются кафе, тренировочные залы и бассейны закрытого типа. Стало обязательным ношение медицинских масок. Ответственность за эпидемический порядок возложена на полицию.

На этот раз против карантина не возражают и духовные лица. В частности, аятолла Хаменеи поддержал президента Рухани. Хотя обычно разногласия между ними нередки, и они их особо не стараются скрывать от общественности.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ