Есть ли у Израиля ядерная страховка?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Израиль входит в клуб ядерных держав с формулировкой "предположительно". Израиль не комментирует информацию о наличии у него ядерного оружия, но по мнению ряда экспертов, владеет ядерными боезарядами собственной разработки еще с конца 1960-х. Страна вряд ли объявит себя ядерной державой в ближайшее время, поскольку неопределенность в отношении наличия ядерного оружия играет ей на руку.

The National Interest в материале The Not-So-Secret Nuclear Weapons of Israel пишет, что в частном электронном письме в сентябре 2016 года бывший госсекретарь и генерал армии США в отставке Колин Пауэлл сообщал о том, что у Израиля есть арсенал из ”200 единиц ядерного оружия”. Хотя это число, вероятно, преувеличено, скорее всего, у Израиля есть небольшой, но мощный ядерный запас, распределенный среди его вооруженных сил. Израильское ядерное оружие защищает от поражения в обычных войнах и обеспечивает сдерживание враждебных государств от ядерных, химических и биологических боевых действий против крошечной страны. Несмотря на угрозу, цель одна: предотвратить уничтожение еврейского государства.

Еще Бен-Гурион был одержим разработкой бомбы в качестве страховки от врагов Израиля. Несмотря на амбициозную цель у Израиля не было никаких гарантий безопасности со стороны более крупных и влиятельных государств. Страна сама покупала обычные вооружения на черном рынке, чтобы вооружить Силы обороны Израиля. Ядерное оружие должно было стать оптимальной формой защиты для людей, которые ранее подверглись преследованиям, но в итоге получили возможность контролировать свою судьбу.

Бен-Гурион поручил своему научному советнику Эрнсту Давиду Бергману руководить тайной ядерной программой Израиля, а также создать и возглавить Комиссию по атомной энергии. Шимон Перес, впоследствии ставший президентом и премьер-министром Израиля, установил контакты с сочувствующей Францией, в результате чего последняя согласилась поставить большой ядерный реактор и подземную установку по переработке плутония, с помощью которой отработанное топливо модифицируется в ключевой ингредиент для ядерного оружия. Реактор был построен в Димоне в пустыне Негев.

К концу 1960-х годов Соединенные Штаты сообщили о вероятном наличии у Израиля ядерного оружия. Усилия Вашингтона по замедлению ядерной программы и обеспечению присоединения Израиля к Договору о нераспространении ядерного оружия ни к чему не привели. Наконец, в сентябре 1969 года Никсон и премьер-министр Израиля Голда Меир достигли тайного соглашения о том, что Соединенные Штаты прекратят требовать проведения инспекций и соблюдения Израилем усилий по борьбе с распространением, а взамен Израиль не будет объявлять о наличии и испытывать свое ядерное оружие.

Израилю не пришлось долго ждать первого ядерного кризиса. В ходе войны Судного дня в 1973 году арабские армии внезапно оттеснили израильские сухопутные войска в Синайскую пустыню и на Голанские высоты. Израильское ядерное оружие было приведено в боевую готовность и загружено на ракеты класса "земля-поверхность" ”Иерихон” I и на истребители ”Фантом F-4”. Решительные контрнаступления Израиля смогло изменить ситуацию на обоих фронтах, и ядерное оружие в конечном счете использовано не было.

Не так много известно о раннем израильском оружии, особенно о его мощности и количестве. Стратегическая ситуация, при которой Израиль проигрывал по количеству обычных вооружений, но не имел ядерных противников, говорит о том, что у страны, вероятно, было малое тактическое ядерное оружие для уничтожения атакующих арабских танков, военных баз и аэродромов. Относительно небольшие расстояния между Израилем и его соседями означают, что ракета ”Иерихон” с радиусом действия всего в 300 миль может поразить Каир и Дамаск из пустыни Негев.

Израиль не подтверждает и не отрицает наличие ядерного оружия. Эксперты в целом говорят о том, что страна обладает приблизительно 80 единицами ядерного оружия. Это меньше, чем в таких странах, как Франция, Китай и Великобритания, но все же число значительно, учитывая, что у противников Израиля такого оружия нет. У Израиля есть собственная версия ядерной триады: оснащенные ядерным оружием сухопутные, воздушные и морские силы, дислоцированные таким образом, что сдержать внезапное ядерное нападение.

Первым ядерным оружием Израиля были, вероятно, гравитационные бомбы для истребителей. ”Фантом F-4” считается первой системой доставки. Будучи крупным мощным двухмоторным истребителем, ”Фантом” был первым самолетом израильских ВВС, способным нести ядерное устройство первого поколения. Новым поколением более компактных ядерных гравитационных бомб, по всей видимости, оснащены истребители F-15I и F-16I. Хотя многие считают, что гравитационная бомба устарела в свете израильских достижений в области ракетных технологий, пилотируемый самолет позволяет отозвать ядерный удар даже в последнюю минуту.

Первое наземное ядерное оружие Израиля было создано на базе ракет ”Иерихон I”, разработанных в сотрудничестве с Францией. Считается, что ”Иерихон I” были списаны и заменены баллистическими ракетами ”Иерихон II”  и ”Иерихон-III”. Дальность действия ”Иерихона II” составляет 932 мили, а дальность действия ”Иерихона III”, предназначенной  для сдерживания Ирана и других отдаленных государств, составляет не менее 3 106 миль. Общее количество израильских баллистических ракет неизвестно, но, по оценкам экспертов, их должно быть не менее двух десятков.

Как и другие страны, обладающие ядерным оружием, военно-морской флот Израиля, по сообщениям, развернул ядерное оружие на наименее  уязвимые  морские платформы: подводные лодки. У Израиля есть пять построенных в Германии подводных лодок класса "Дельфин", которые, по мнению экспертов, оснащены крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. По некоторым данным, крылатые ракеты было созданы на базе ракет ”Попай” класса ”воздух-земля” или на базе противокорабельных ракет ”Габриэль”. Это обеспечивает так называемую ”способность второго удара”: пока одна субмарина патрулирует акваторию, часть ядерного оружия Израиля остается неуязвимой для первого ядерного удара, гарантируя способность осуществить ядерную контратаку.

Создание ядерной триады показывает, насколько серьезно Израиль относится к идее ядерного сдерживания. Страна вряд ли объявит себя ядерной державой в ближайшее время, поскольку неопределенность в отношении наличия ядерного оружия оказалась на руку. Совместный всеобъемлющий план действий 2015 года и общая нестабильность на Ближнем Востоке обеспечили то, что Израиль в обозримом будущем, вероятно, останется единственным государством, обладающим ядерным оружием в регионе, но крах соглашения или чья-то новая ядерная программа могут легко изменить соотношение сил. В любом случае, у Израиля есть оптимальная страховка.