Ефим Пивовар: "Надо больше обращаться к истории отдельных людей - героев и антигероев"
Читать на сайте Вестник Кавказа15 мая в Российском государственном гуманитарном университете прошла российско-узбекская онлайн конференция "75 лет Великой Победы – общая победа – общая память", организованная Институтом постсоветских и межрегиональных исследований (ИПиМИ) РГГУ совместно с Российским обществом историков-архивистов и российским обществом "Знание", ведущими российскими и узбекскими историками и архивистами из крупнейших учебно-научных центров Узбекистана. О некоторых аспектах гуманитарного взаимодействия России с государствами СНГ "Вестнику Кавказа" рассказал президент РГГУ, член-корреспондент РАН, директор ИПиМИ, профессор Ефим Пивовар.
- Ефим Иосифович, какие практические решения в плане сотрудничества ученых двух стран были приняты на конференции?
- Во-первых, мы решили все обсуждавшиеся на ней вопросы донести до широкой общественности в очередном номере журнала о постсоветском пространстве "Евразийские исследования", а к концу года опубликовать выступления практически полностью. Это будет очень полезно, ведь в конференции участвовало более 50 человек, в том числе ректор Ташкентского педагогического государственного университета им. Низами, проректор Самаркандского государственного университета. С узбекской стороны в конференции также приняли участие историки из Института истории из Общества историков Узбекистана, Национального архива кинофотофонодокументов.
Во-вторых, мы говорили о подготовке документального труда по истории науки, образования, культуры Узбекистана в годы войны, учитывая тот вклад, который внесла советская интеллигенция, которая оказалась в то время в эвакуации не только в Ташкенте, но в целом в Узбекистане. Речь идет и о научных работниках, и о работниках вузов, и о работниках музеев, театров, киностудий. Мы эти материалы хотим собрать в отдельный том, может быть, не один том. Подобной работы еще не было.
Кроме того, мы в 2000-х годах мы делали российско-узбекские выпуски по истории двух стран, истории советской эпохи, досоветской эпохи. Сейчас нужно, учитывая ситуацию в самом Узбекистане и усиление наших интеграционных связей, это возобновить.
- 27 мая в онлайн-формате должна пройти межрегиональная конференция с участием представителей органов государственной власти, министров образования, представители президентских администраций и ректоров более сотни вузов России и Узбекистана. Чего вы ждете от этой конференции?
- С тех пор, как я участвовал в предыдущем подобном форуме, в 2018 году, который проходил в Ташкенте, многое было сделано. Например, реализован такой гуманитарный проект как филиал МГИМО в Узбекистане. До этого большая часть проектов и филиалов, которые работают в Узбекистане, была инженерно-технического профиля: подготовка кадров для строящейся атомной электростанции в Узбекистане, для структур, связанных с нефтью и газом. Хотел бы отметить еще один гуманитарный проект – проект Московского педагогического государственного университета с Ташкентским педагогическим университетом по подготовке учителей русского языка и литературы.
Надеюсь 27 мая выступить с несколькими предложениями от РГГУ. Мы хотим на базе Самаркандского госуниверситета создать филиал РГГУ по направлениям международные отношения, узбекистановедение, россиеведение, архивы двух стран, особенно советской эпохи, музейное дело, лингвистика. Мы также готовы проработать вопрос о создании базовой кафедры по нашим направлениям в рамках Государственного педагогического университета в Ташкенте. Мы не готовим учителей, но базовую кафедру гуманитарную, историко-архивную, истории образования, можем сделать.
- Логично вслед за темой Великой Отечественной войны поговорить о послевоенном восстановлении. Расскажите, пожалуйста, как Советский Союз возвращался к нормальной жизни. Насколько эта тема изучена российской исторической наукой и историками ближнего зарубежья?
- Материалы по этой проблематике у нас есть, но еще остается масса вопросов, которые требуют дальнейшего изучения с позиции сегодняшнего дня, нового подхода. Первая тема, которая вообще-то для исторической науки вечная – переход от войны к миру. После любой войны процесс восстановления всегда имел место в истории, но войны такого масштаба как Вторая мировая, Великая Отечественная, таких потрясений, таких жертв человечество не знало. Что такое переход от войны к миру? Это учет того, что потеряла страна. Мы до сих пор, как ни парадоксально, ищем неизвестных героев (этим занимаются поисковое движение "Россия"), уточняем (в том числе и на конференции 15 мая опять шла об этом речь) данные о потерях, которые были понесены, сколько было мобилизовано.
Потери были очень большими. Даже если не обсуждать цифру 27 млн. [погибших во время той войны], нужно учитывать, что осталось 2 млн инвалидов, причем полмиллиона из них – люди, которые лишились руки, ноги, двух ног, были такие, которые вообще не имели конечностей. Полмиллиона - огромная цифра.
Многие женщины не смогли завести семью, поскольку были огромные мужские потери. Причем эта демографическая проблема не исчезает, и мы до сих пор ощущаем последствия этой катастрофы.
Мы потеряли треть национального богатства. Это тоже ни с чем не сравнимые потери. Сотни городов отстраивали с нуля, тысячи деревень. Был жуткий жилищный кризис. Необходимо было восстановление электростанций, вокзалов, мостов, железнодорожных путей, автомобильных дорог. Существенно сократился промышленно-производственный персонал.
Кроме того, было огромное количество разделенных семей, трагедий личных, трагедии геноцида, Холокоста, ужасы, связанные с эвакуацией. Осталось огромное количество сирот. Узбекские коллеги приводили примеры об узбечках, которые брали в свои семьи по 15 детей. В Парке Победы сейчас поставили монумент в память о тех матерях. Осталось много вдов, которые в одиночку поднимали детей. Моя бабушка осталась вдовой с двумя детьми. Такие примеры есть в каждой семье. Проблема послевоенного ГУЛАГа - очень важная тема. Проблема голода: в 1946 году сбор зерна в стране был почти в 2,5 раза меньше, чем в 1940 году. Некому было его сеять, не было тягловой силы, коров, лошадей. Работали в основном женщины.
Еще одна проблема перехода от войны к миру –демобилизация. 8,5 млн победителей вернулось с фронта. Но эти люди в течение четырех лет не знали ничего кроме войны. Им сложно было привыкать к мирной жизни. Владимир Высоцкий не воевал, но он прекрасно описал в своих блестящих стихах сложность этой проблемы.
Требует изучения и "советское чудо" - быстрое восстановление, общественный подъем, который имел место вопреки отношению власти к народу, вопреки репрессиям. Были и культурные потери, причем часть из них оказалась невосполнима. Восстанавливали дворцы, парки, усадьбы великих наших писателей, композиторов, художников. Это, конечно, тоже достижение, и это требует очень внимательного изучения и оценки. Кстати, как и сохранение архивов. Есть очень интересные сюжеты о том, как формировались наши архивы после войны, как их спасли от гитлеровцев наши солдаты, офицеры. Все это требует дальнейшего исследования.
- Есть ли белые пятна в истории послевоенного восстановления Азербайджана?
- Азербайджан не подвергался атакам, но восстановление азербайджанской промышленности и роль центра в этом процессе тоже требует изучения. Необходимо исследовать кадровое укрепление азербайджанское экономики за счет центра после войны. Часть интеллигенции, специалистов приехала в Азербайджан, и наоборот азербайджанские нефтяники поехали помогать развитию "второго Баку". Это движение двухстороннее. Подготовка кадров для Азербайджана, в том числе для русскоязычного сектора, тоже велась всей страной. После войны проходили Декады русского искусства в Азербайджане, азербайджанского в Москве.
Другой пример - взаимодействие на Каспии сразу после войны. Как работали Астрахань, Махачкала, Баку. Думаю, мы проведем специальную встречу с азербайджанскими коллегами, ведь есть много интересного. Главное, что дает такое изучение – мы восстановим историю людей. Уверен, что необходимо все больше и больше обращаться к историям отдельных людей, героев и антигероев (такие тоже были), чтобы история была наполнена биографиями. Тут у нашей исторической науки нет ограничений. Процесс должен постоянно идти. Если мы не будем этого делать, то человеческие судьбы исчезнут с исторического полотна.
Очень интересная тема - взаимодействие российских и азербайджанских историков. Нужно как можно больше инкорпорировать историю в современное образовательное пространство постсоветских стран. Юбилей Победы показал, что молодое поколение (тут мы виноваты сами, я не снимаю с себя ответственности) плохо знает события тех лет. Но знание истории крайне важно для осознания той роли, которую сыграли наши предки в том, чтобы мы сегодня жили на земле.